Больше рецензий

metaloleg

Эксперт

Якобы Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2022 г. 13:34

718

5 Все пути сходились в Иерусалим

картинка metaloleg

Фрагмент картины "Шота Руставели преподносит свою поэму царице Тамаре" художника Михая Зичи. Художник был венгром, поэтому мужские персонажи картины скорее напоминают поляков XVII века, нежели грузин XII-го.

Подумал и решил, что продолжу разбирать новые и старые книги по ВОВ с марта, а в феврале продолжу чтение книг по Средневековью и Новому времени, и, наконец, доберусь до книг, которые давно хотел прочитать, но все руки не доходили. Одной из таких книг, безусловно этот знаменитый труд Игоря Всеволодовича Можейко в самом первом издании 1989 года, представляющий собой сборник исторических миниатюр о событиях второй половины XII века. Как востоковед, автор в выборе года, видимо, ориентировался на окончание войны Тайра и Минамото, новой эпохи и установления сегуната, остальные совпадающие год-в-год события книги, поражение князя Игоря, брак Юрия Андреевича и грузинской царицы Тамары, воцарение Ангелов в Византии. Но все эти события были логичными или не очень звеньями в цепи событий, чье начало уходило в прошлое, а продолжение в отношении ключевых персонажей занимает еще десятки лет. Но сам по себе уникален выбор темы как перенос в далекое прошлое единый временной ряд современников, самураев Тайра и фидаинов Старца Горы, поэтов Низами Ганджеви и Шота Руставели, Саладина и Ричарда Львиное сердце, юного Чингиз-хана, Элеоноры Аквитанской и царицы Тамары, Фридриха Барбароссы и князя Игоря Святославича. Вот таких временных параллелей отнесенных в прошлое у нас в исторической литературе больше, видимо, нет, я не знаю и иностранного нон-фикшена с подобным подходом.

Для позднесоветского времени книга примечательна тем, что автор раскрывает психологию средневекового человека прежде всего сквозь призму религиозной идентичности, когда сначала важно кто ты: мусульманин, или христианин, а уже потом какого-то рода-племени и социального происхождения. Еще бы лет десять назад подобного просто не пропустила бы редакторская цензура, а концу 80-х это стало можно, и вслед за показом роли религии в жизни общества стал возможен показ и синтеза культур разных временных пластов, когда Низами цитирует Евангелие и знаком с древнегреческими философами, а Шота Руставели в своей поэме рисует реалии мусульманского Востока. Впрочем, это больше относится к главам про поэтов, главы же про королей и феодалов наполнены коварствами, схватками, убийствами, изощренными интригами. Вместе с тем автор кроме религиозного рвения и Третьего Крестового похода любит указывать на экономические причины этих грандиозных мероприятий, вроде аграрного перенаселения и торговых интересов итальянских торговых городов, направленных на монополизацию перевозок с Востока на заключительном пути Великого Шелкового пути.

В итоге получилась великолепная книга для любого возраста, одна из вершин и автора, и вообще исторической поп-литературы на русском языке, прочитавший ее может заинтересоваться и историей Японии, и крестовыми походами. а даже сравнительно малоизвестными у нас юго-восточной Азией или переплетением династических интриг в Польше, Венгрии, Галиции времен феодальной раздробленности. Если бы я ее прочитал лет в пятнадцать, возможно увлекся бы именно той эпохой, а не Древним Миром. Потому что не попалась эта, а попались совсем другие книги.

Комментарии


"... скорее напоминают поляков XVII века, нежели грузин XII-го".
Кто их видел, этих грузин XII-го? )


Осталось достаточно церковных фресок, сам видел росписи Гелатского монастыря еще более раннего периода. Там грузины одеты скорее по византийской моде.


Посмотрел в Сети. Да, не венгерский кунтуш...
o-r.jpg