Больше рецензий

7 февраля 2022 г. 13:33

176

5

Уже, наверное, неделю откладываю написание отзыва на книгу Исигуро Погребенный великан. Признаюсь, книга меня озадачила.
Прочитала я её на одном дыхании, и до сих пор над ней размышляю.
Формально, книгу можно отнести к жанру
фентези, но по сути, это глубокая по своему смыслу и печальная притча.
Действие происходит в старой Англии через некоторое время после смерти короля Артура.
Мне очень понравилось, что сюжет раскручивается как некая загадка, складывается по кусочкам. Атмосфера на протяжении всей книги, как почувствовала её я, очень тревожная.
На протяжении всего чтения книга держала меня в напряжении, словно дурной, беспокойный сон, как хмарь, охватившая в романе Англию и делающая жизнь героев похожей на какое-то сюрреалистическое наваждение.
Как и в романе Художник зыбкого мира, и, в принципе, в Остатке дня, в начале книги герои оценивают себя вполне положительно, и ожидания их позитивны, но к концу повествования они приходят к честному, но менее радужному, пониманию себя и ситуации в целом.
Причина, по которой я так долго размышлял над книгой, в том, что я пыталась проанализировать её символизм, пыталась связать её с сюжетами столь любимых мной рыцарских романов, артурианы в частности.
Великан, упомянутый в названии, это, вероятно, символ утраченой коллективной памяти. С драконом яснее - это в артуровских легендах и символ саксов (о которых как раз идёт речь в книге), и, что вероятнее всего, - символ испытания, инициации. Лодочник - это вариант Харона, а остров, на который он отвозит людей, вполне может быть Авалоном, на котором жизнь хороша, но люди не могут вспомнить своих близких.
Но, возможно, всё проще, и эта старая сказочная Англия - лишь декорации для разворачивающейся в книге драмы.
А главная тема романа - это тема памяти, не только личной, но и коллективной, национальной, и, главное, связанной с этой памятью ответственностью. Читатель должен задать себе вопрос, что же важнее и полезнее - память, знание, истина, пусть и ведущая за собой трагические последствия, или же блаженное забвение и неведение. И если читатель выбирает забвение, то вопрос в том, как долго память, тот самый великан, сможет оставаться погребенной, и как сильно она будет портить жизнь людям, витая в воздухе хмарью.
И опять, как и в других книгах автора, в романе поднимается тема принятия и прощения себя и близких - на личном уровне, тема отказа от мести - на уровне целого народа.
Но, если только забвение является возможностью для прощения, для коллективного отказа от мести, то какова всему этому цена?