Больше рецензий

fullback34

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 мая 2013 г. 23:21

676

5

Когда автор - Александр Викторович Кукаркин - почти 40 лет назад опубликовал свою книгу, написанную в единственно возможном тогда формате "критика буржуазных концепций....", едва ли он мог предположить, что и через столько лет книга, написанная как бы вроде на злобу дня, не только не потеряет своего значения, но требует нового прочтения и осмысления, особенно в свете того, что юристы называют "вновь открытыми обстоятельствами" - крушения Советского Союза с его тщательно разработанной, но и столько тотально омертвелой идеологией, противостоявшей практически в одиночку этой самой буржуазной массовой культуре.
Книга изумляет тщательностью проработки, ясностью мышления и широтой охвата материала. Ни один вид искусства, ни один его жанр не остался без внимания. Причем не возникает ощущения неловкости за вроде бы предопределенный идеологический ракурс и незатейливое деление в нравственных оценках: "их" - это плохо всегда, "наше" - хорошо в любых обстоятельствах. Не думаю, что автор задавался совершенно напрашивающимся вопросом: массовая культура - это имманентность исключительно общества буржуазного? А какова классовая природа массовой культуры советского общества? Пролетарская? Крестьянская? Общенародная? Представляется, что и сегодня было бы чрезвычайно интересно, в первую очередь в содержательном плане, произвести сравнительный анализ общего феномена современных обществ - массовой культуры. Граница между элитарной и массовой культурой - зависит ли её траектория, величина "нарезаемой" ею территории от "местных" условий-обычаев? От чего она, граница, вообще зависит?
Автор очень ясно а, следовательно, и очень убедительно проводит искусствоведческий анализ блокбастеров Голливуда. Например, не имевший на то время конкурентов по популярности фильм "Клеопатра" Манкевича с Элизабет Тэйлор и Ричардом Бёртоном, рассматривается автором с точки зрения фрейдизма, убедительно объясняющего мотивы поведения главных героев драмы. Поскольку фрейдизм был практически под запретом, кроме почти карикатурных "критик буржуазного характера фрейдизма", то и подобные трактовки столь популярных фильмов были почти откровением. Конечно, автор тут же делал все причитающиеся разоблачения ограниченности буржуазных подходов к трактовке движущих сил исторического процесса, но тем не менее, это было необычно и явно будило мысль.
В то время ещё не сформировалось понятие "интерактивный характер шоу", но дело именно во временном отсутствии сформулированного определения, а не сути анализируемого автором явления. Такого, например, как хэпппенинг, предполагающего участие зрителей в действе.
Интересен анализ генезиса слова "поп" ( не в смысле священно служителя, разумеется): много вариантов приводится и анализируется, анализ происхождения богато иллюстрирован. Вообще нужно сказать, что иллюстративный ряд - подлинная заслуга автора: прекрасный подбор фотографий, подчас на грани фола, по тем временам; достаточное их количество к месту и ко времени; большинство фотографий публиковалось впервые в Советском Союзе.
Одним словом, книга рекомендуется к прочтению и использованию в качестве путеводителя по всё усложняющейся сфере массового искусства.