Больше рецензий

Arielliasa

Эксперт

а кому не плевать

21 февраля 2022 г. 17:29

583

4

Чтение стало настоящим мучением, но вовсе не по причине того, что написано плохо, просто никак не могла совладать сама с собой и определиться, согласна ли я с писателем или нет. Если что, ни к чему конкретному так и не пришла, и это несмотря на то, что с рецензией повременила и успела обсудить тему. Наверное, одного мнения тут не будет, ведь история достаточно спорная и в тоже самое время правильная. Ладно, обо всём по порядку.

Во-первых, книга явно не детская. Больше подойдёт учителям и родителям, чтобы показать, как нужно воспитывать детей так, чтобы они ко всем относились одинаково хорошо. И на детектив это тоже непохоже, скорее на поучительную повесть, дающую поломать голову над правильностью и неправильностью чужих и собственных поступков. Во-вторых, писатель явно ставит четвёрку учителей (героиню, Адачи-сэнсэя и ещё двоих редко упомянутых) на сторону правильных и всех остальных на противоположную, и с этим я не согласна. В-третьих, нездоровые отношения учительницы со своим мужем и её явное понимание, что они не подходят друг другу, делают мне настолько больно, насколько только возможно. И то, что с этим писатель тоже ничего не делает, действительно раздражает.

Сюжет.
Молодая учительница Фуми Котани наивная, ещё совсем не познавшая жизнь, добрая и крайне плаксивая (не знаю, наделил ли её писатель этим по причине того, что она женщина или подобное просто вписывается в её характер, так что больше затрагивать тему не буду) сталкивается с собственным учеником и не знает, что с ним делать. Не привыкшая к детской жестокости, она совсем теряется, когда не разговаривающий Тэцудзо наступает на двух лягушек, а после бьёт одноклассника. На её удачу, в школе есть один учитель, который может объяснить, что скрывается за чужими поступками. К нему-то героиня и обращается и он подталкивает учительницу к желанию больше узнать о тех, кого она обучает. Странные увлечения, нищета, сиротство, тяжёлые условия для жизни — в книге целый коктейль из трудностей, которые и приводят к вопросам без ответов.

Это вполне в японском духе показывать школьные драмы на тему хороших учителей и плохих учеников, но только с виду. Я привыкла видеть подростков, а тут совсем маленькие дети, но писатель справился и буквально оживил ребятишек. Это плюс, а теперь не к минусам, но к тем самым спорным местам. Первое, рукоприкладство. Книга написана довольно давно и я прекрасно понимаю, что творилось в те времена, но читается-то она сейчас и относится к разделу детской прозы. Мне аж как-то не по себе становилось, когда очередной учитель замахивался на учеников.

Второе, как уже упоминала ранее — отношения героини и её мужа. Это просто руководство к тому, когда нужно разводиться с людьми, ведущими себя подобным образом. Удивляет то, что героиня понимает это, но проблема же не решается одним пониманием, а дальше писатель не заходит. Полная незаинтересованность увлечённостями жены, грубость, неумение слушать, собственное превозношение — хотелось хорошенько съездить по лицу этого мужчины. Каждый раз перекашивало, когда героиня разговаривала с ним.

Третье, тот самый главный вопрос — все, помимо детей и четвёрки учителей, ведут себя не так, как нужно? Можно годами обсуждать то, каким должен быть хороший учитель, но так и не прийти к пониманию. Повторю вопрос, который часто мелькает в японских дорамах — должен ли учитель вмешивается в жизнь ученика вне учёбы? Он не родитель или родительница, не брат или сестра, ни друг или подруга. Он тот человек, который должен дать ребёнку знания о предметах, а не о смысле жизни. Я придерживаюсь того, что воспитанием занимаются именно родители: показывают правильные установки и вводят в этот мир, прислушиваясь к тому, что говорит ребёнок. Учитель же позаботится о других знания, которые позднее могут пригодиться уже повзрослевшему ребёнку на работе.

В книге же Котани и Адачи представляются смесью обоих. Одна моет ученика, другой позволяет использовать себя в детских играх. Родителей либо нет, либо они слишком заняты работой, чтобы следить за своими отпрысками. И писатель прямым текстом говорит, что такой подход единственный правильный, а все остальные ведут себя нехорошо. И как бы я не радовалась хорошим людям, которым не плевать на детей, этот перенос чужих обязанностей на учителей выводит меня из себя. Заводить детей нужно в том случае, когда ты уверен в том, что у тебя достаточно знаний, времени и сил, чтобы о нём позаботиться, а так получается, что родители в книге отвечают только за рождение.

Четвёртое и последнее.

Все дети должны дежурить по столовой. Все — значит, и Кодзи. И Тэцудзо тоже. И если эти грязнульки будут сеять направо и налево микробы и бактерии, то весь класс, во главе с учителем, должен будет почесть за счастье заразиться кишечной инфекцией.

Эти слова принадлежат Адачи, которого писатель превозносит и ставит в пример остальным. Прощу прощения, но как взрослый человек может так рассуждать? Особенно учитель, который будет после в ответе за болезнь ребятни. И школа тоже будет, проверки затюкают её настолько, что никто там и головы поднять не сможет. Это конечно всё прекрасно, громкие слова, сказанные, чтобы показать — все дети равны, но во взрослой жизни так оно не работает. Но это так, крик души.

Но книга мне всё равно понравилась. Она добрая и обнадёживающая, говорящая, что дети с физическими или психическими недостатками достойны такого же отношения, как и обычные. Она учит тому, что хорошие поступки вознаграждаются и тому, что не всё так тяжело, как кажется с первого взгляда. И мне пришлись по вкусу исследования мальчишки на тему мух. Любознательно однако, хотя некоторым, скорее всего, будет противно читать всё в таких подробностях.

Прочитано в рамках клуба Чарующая Азия («Избранное 2021»)

Комментарии


Скоро собираюсь эту книгу читать, сравним впечатления:)


Она хорошая, но больно спорная)