Больше рецензий

Uchilka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 февраля 2022 г. 14:12

2K

3.5 Творить или жить?

Когда книга, с одной стороны, очень нравится, а с другой, чем-то явно отталкивает со страшной силой, трудно чётко определить своё отношение к ней, невозможно подвести черту и сказать, что, да, это классная (или ужасная) книга. И эта неопределённость всегда раздражает. Приходится раскладывать свои ощущения на молекулы. "Хлеб великанов" стал для меня именно такой книгой, когда нет никакого шанса однозначно оценить роман. Уверенным можно быть только в неизменном стиле Агаты Кристи, с её фирменным представлением психологических портретов героев - скупым на описания, но вместе с тем очень полным и точным.

Первая часть книги знакомит читателя с главным героем Верноном. Здесь он ещё маленький мальчик, который растёт у нас на глазах, робко, но с азартом постигая окружающий мир и то, как он устроен.



В мире Вернона существовали только очень реальные вещи. Коврик в детской, например.

Это самые лучшие главы, на мой взгляд. Здесь Агата Кристи прекрасно воссоздаёт отношение ребёнка к семье, к себе самому, к тому, что происходит вокруг. Прекрасно показано, как с каждым новым фактом меняется и выстраивается система знаний, как зарождаются определённые навыки, страхи, надежды, как начитает формироваться характер. Вернону не слишком повезло: его "двуединое божество Мама-Папа", распавшись однажды в его сознании на двух отдельных людей, продолжает этот распад, и родители всё дальше отдаляются друг от друга. Ребёнок видит это, внимательно отмечает каждую деталь и пытается понять, как ему лучше приспособиться к новым условиям. С матерью он пересекается постоянно, хотя часто это совсем не в радость ребёнку. Ему больно от её объятий, вечных жалоб и слёз. Не нравится ему так же и то, как отвечают на его вопросы и каким его представляют во взрослом окружении.



Вернон вовсе не считал, что он забавный или восхитительный. Он просто хотел знать. Ты должен всё знать. Иначе не повзрослеешь. А когда ты взрослый, ты всё знаешь, и у тебя в кошельке есть золотые соверены.

С отцом, напротив, Вернон встречается редко, но тут мальчик достигает гораздо большего взаимопонимания, чем со взбалмошной, вечно на нервах матерью. Они мало разговаривают, но их связь на уровне взглядов и ощущений довольна точна и крепка. Если мать Вернон любит, как все маленькие дети любят своих матерей, то отца он чувствует и понимает. А тем временем "мир продолжал расширяться. Появились, например, дяди и тёти". Тоже весьма непонятные для мальчика люди. И он учится, пытается найти своё безопасное место среди них.



- Что такое, мастер Вернон?
- Ничего, - ответил Вернон.
Надо всегда говорить: "Ничего". Потому что, если станешь объяснять, никто не поймёт, что у тебя на уме.

Затем в окружении ребёнка наконец появляются друзья - соседский еврейский мальчик Себастьян и кузина Джо. Тут мы оставляем их наслаждаться детством, учиться, взрослеть и переходим ко второй части романа, где тройка друзей уже сама стала самостоятельными молодыми людьми, и где всё очарование первых шагов уже позади.

С этого момента интерес и доверие к истории постепенно стали для меня угасать. В том смысле, что краски сгущались везде, где только можно, а количество трагических поворотов грозило закрутить сюжет совершенно невероятным образом. Под конец так особенно запахло мелодрамой в плохом смысле этого слова. И не зря, кстати, пахло - так оно всё и вышло. Периодически хотелось кричать: Да стой же, Агата Кристи, стой! Хватит городить башню из всевозможных бед!". Но Кристи не слышала и продолжала. Ладно, шучу, конечно. Тем не менее всё вышесказанное правда, трагические ситуации в романе сильно зашкаливают, чем заметно подрывают ощущение достоверности, созданное в первой части.

А вот друзья и возлюбленные Вернона, их истории произвели хорошее впечатление. Та же Нелл, которая начав жизнь робкой девочкой, в войну нашла в себе внутренние силы и пошла работать в госпиталь нянечкой. Все же представляют, что такое военный госпиталь и какие там были порядки? Но Нелл не растерялась, не сбежала. При том, что у неё не было никакой необходимости в этой работе, она мужественно ходила туда, делала всё, что в её силах, и даже больше. Что до Джейн, второй женщины в жизни Вернона, то у неё, конечно, была совсем другая судьба. Здесь интереснее скорее то, как она относилась к Вернону, что она для него делала. По-моему, замечательные дамы, заслуживающие любви и мира. К сожалению, именно на их пути встретился Вернон, гениальный композитор... Что касается Себастьяна, то это удивительный образчик дружбы и взаимопомощи. Через столько лет пронести такое крепкое чувство. Но как для "Титаника" нашёлся свой айсберг, так и тут возникло нечто, что создало трещину в столь несокрушимой дружбе. Радует одно - автор всё же оставила Себастьяну крошечный лучик счастья.

Ну и отдельно надо сказать о том, как изумительно выписано становление Вернона как музыканта. От его восприятия пианино в качестве извергающего страшные звуки чудовища до полного растворения в музыке и понимания всего процесса её создания. Тут Агата Кристи не поскупилась на описания того, как рождается идея, как появляются и переплетаются звуки, как их слышит Вернон, как творит свои произведения, и какое воздействие они оказывают на слушателя. Это вообще не моя тема, но даже мне было интересно наблюдать за процессом. Что тоже, конечно, плюсуется к положительным моментам книги.

Собери их всех!