Больше рецензий

4 марта 2022 г. 02:40

935

4 послушай, Мышонок!


Я почти успела забывать, как умело Джоан Харрис водит своих читателей за нос. И в этой книге я поняла, почему несколько лет назад эта писательница стала одной из моих любимых.
Я привыкла к тому, что романы Джоан – это что-то среднее между потрясающим кулинарным рецептом и любовной драмой, пронизанной насквозь магией. А эта книга выбила меня из колеи. Это было «не в стиле Джоан». Так мне казалось в начале.
А потом я окунулась в книгу с головой.
Повествование скачет от 1981 года к 2005; от учителя Латыни до мальчишки-ученика, который начинает свои главы с обращения к Мышонку. И через повествование этого мальчишки мы всё глубже утопаем в черноте. Булинг в школе, домогательства со стороны учителя, насилие, психологические травмы, убийства животных и… убийство детей.
Нам дают право быть детективами: самим решать, кто будет убийцей, кто будет невиновным. Учитель латыни – Мистер Стрейтли, ловко читает людей (сначала я не понимала как так, а потом – 30 лет стажа в школе, он должен уметь) недовольный осуждением своего лучшего друга в том, чего он не совершал и с самых первых страниц книги пропитан ненавистью к Джонни Харрингтону. И маленький парень (со своим Состоянием), который раздает людям клички – Пудель, Голди, - и хочется быть в центре внимания любой ценой.
Мы пробираемся через путаный сюжет, через много букв и в конце понимаем, как нас мастерски водили за нос. Вот он преступник. Тот, кто так долго скрывался в тени, прятался за спиной другого мальчишки, писал письма Мышонку и был совершенно не тем, о ком мы думали.
Я долго думала о чём же всё-таки это книга. О геях? Насилии? Предательстве? Нет. Она об учителях и о том, как они влияют на нашу жизнь. Иногда в хорошую, иногда в ужасную сторону и часто «сторона» не зависит даже от самих учителей.