Больше рецензий

Inku

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2013 г. 16:45

791

В предисловии авторы заявили темой книги «религиозные традиции как форму, в которой человек сознает свою связь с глубиной жизни и одновременно богатство и глубину собственной души». Фактически она представляет собой небольшой, около 200 страниц, сборник эссе, каждое из которых посвящено одной религии, причем где-то в центре повествования находятся религиозные сюжеты (богоборчество, Геракл и почему-то философия Сократа в главе о Древней Греции), где-то — ключевая фигура (пророк пустыни Мухаммед), где-то — более или менее внятно описанная религиозная система (дзен-буддизм). Чего здесь точно нет, так это истории или философии религии; не стоит также брать в руки эту книгу человеку, который решил разобраться, чем одна религиозная традиция отличается от другой. Уж лучше начать с Википедии, а еще лучше — лекций Мациха.

Это понимание пришло не сразу, поначалу меня задевали фактические ошибки (неандертальцы как предки современного человека), местами пошловато-галантерейный стиль, а уж когда в качестве иллюстраций дзенских идей начали приводить стихи одного из соавторов (можно подумать, мало других, аутентичных, образцов), раздражение достигло пика. Почему я не бросила читать на середине? Во-первых, привычка дочитывать книги до конца; во-вторых, третья глава, об иудаизме, которая очень сильно отличается и по стилю, и по убедительности от других, заставила поверить, что и дальше может встретиться что-нибудь столь же сильное. К сожалению, не встретилось, и, думаю, я знаю почему — она была написана совместно с Александром Менем, и это его голос я услышала, а не авторов.

Впрочем, послесловие примирило меня и с книгой, и с тем, что я поначалу воспринимала как отсутствие какой-либо концепции.

Если существует мироздание, значит — существует его единство. Ибо это организм, нечто целостное. Так же как человек. Человеческий организм предполагает некоторую целостность, единство Это и есть глубинная тайна организма. Ухо, глаз и даже каждый из двадцати наших пальцев единственны, уникальны и незаменимы. Каждый из них должен быть только на своем месте. И чем более каждый является самим собой, чем более точно он выполняет свою и только свою функцию, тем лучше он служит организму, тому самому таинственному целому, которое только и носит имя человека. Ибо ни глаз, ни ухо, ни даже голова и сердце еще не есть человек. Таким же образом любой предмет — еще не реальность. Богопознание — поиск реальности, в которой все мы составляем единое целое.


В этой длинной цитате лежит объяснение и смысл книги: импрессионистические заметки о поиске (иной, настоящей) реальности на примерах из разных эпох и верований.

Резюме: Начинайте читать с послесловия. Если его тема и язык покажутся близкими, можно переходить к основному тексту.

Комментарии


"поначалу меня задевали фактические ошибки (неандертальцы как предки современного человека)" - какая вы всё-таки тонкая натура... Во-первых, в контексте книги это совершенно несущественно, во-вторых, книга вышла в 1995, а исследования, доказывающие, что неандертальцы - тупиковая ветвь, было опубликовано в 1997.
Книга хороша, прежде всего, доходчивым и последовательным (но без сползания в religion for dummies) изложением основ, и это очень большая редкость. Неподъемных компиляций на тысячи страниц - пруд пруди, но выжать из них какую-либо полезную информацию простому человеку невозможно - потонешь в деталях (то же самое касается и Википедии, которую вы зачем-то рекомендуете, даже несмотря на сомнительное качество большинства статей на русском). Именно поэтому я ставлю эту книгу гораздо выше классической The Golden Bough: A Study in Comparative Religion.
Единственное, в чем соглашусь с вами, так это с неуместностью стихов Миркиной.


Рекомендованый вами Мацих, кстати, грешит галантерейным стилем (если я правильно уловил смысл этого выражения) куда сильнее, да и серьёзные фактические ошибки у него начинаются на второй странице лекций, как только он заканчивает свои прибаутки о храмовой проституции.


Прошу прощения, только сейчас заметила, что к рецензии появились комментарии. Спасибо. Я не люблю использовать смайлы в текстах, и, наверное, поэтому сарказм в рекомендации использовать Википедию в качестве источника знаний не был замечен. Исправляюсь :). Что касается Мациха, я его не читала, а слушала, в таком формате его заигрывания с публикой (преимущественно дамской - здесь подмигивающий смайл) хоть и раздражают, но воспринимаются как неизбежное зло, следование правилам игры. Возможно, в печатном тексте это выглядит гораздо хуже. Не могли бы Вы привести примеры фактических ошибок в его лекциях? Вопрос без подвоха, я очень мало читала по истории религий и действительно хотела бы узнать больше.

Собственно, поэтому я и взялась за "Великие религии...", но, к сожалению, именно "последовательного изложения основ", при всех достоинствах этого сборника эссе( настаиваю на определении!), не нашла. А как Вы относитесь к Элиаде?