Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

17 марта 2022 г. 09:41

376

4.5 Это просто Симфония



— Что должен сделать альтист, если за ним гонятся слон, жираф и бегемот?
— Слезть с карусели!

    Книгу об устройстве симфонического оркестра я взяла хоть и по рекомендации доброй знакомой из ЖЖ, но не питая иллюзий относительно своей способности увлечься или, упаси боже. развлечься ею. Заранее видела себя внутренним взором, с лицом суровым и торжественным перелистывающей электронные страницы во имя общего развития и какие мы там еще приводим доводы в пользу нон-фикшн.

Хотела бы я, чтобы всякое разочарование  было таким, какое испытала с первых , нет, не страниц - абзацев. С книгой Владимира Зисмана восторг абсолютного узнавания, хотя бы даже собственное твое хождение в мир музыки ограничивалось хоровым пением в детстве да исполнением  собачьего вальса вкупе с первыми тактами "Лунной сонаты" на фортепиано (дежурный набор дилетанта).

И еще, знание, что здесь не обидят, не унизят походя, не укажут на твою недостаточность, которую и без того, чивоуштам, ощущаешь. Люди, умеющие извлекать гармонию из предметов, которые в руках прочих  источник шума и какофонии, во все времена окружены аурой "особости".  И когда кто-то из этой категории небожителей говорит с тобой, как доброжелательный собеседник. объясняя вещи, о которых и задумываться себе не позволяла, не потому, что неинтересно было, а потому что не у кого было спросить - это бесценно.

Он рассказывает с кучей забавных подробностей, в которых неожиданно узнаешь себя. Пусть к музыке ты отношения не имеешь, но в книгах толк понимаешь и от скверной переживаешь то же чувство - тебя накормили тухлой селедкой, какое музыкант от некоторых фрагментов, которые обыденность доносит до слуха.

"Путеводитель по оркестру и его задворкам" устроен как микроэнциклопедия, хотя автор отрицает энциклопедичность, но тут уж нам, читателям, виднее. Как маленький человек приходит в мир музыки и что из этого получается, каковы специфические фобии музыкантов,  особенности поведения в оркестре, акустика, звукозапись, концертный костюм, репетиции, гастроли, халтура, партитура.

Почти половину от объема книги занимает рассказ об инструментах и дирижере. И как хорош этот рассказ. Скрипка и альт, гобой и кларнет, виолончель и контрабас, саксофон и флейта-пикколо Ты не можешь их коснуться, но увидеть-услышать, параллельно чтению, сейчас возможно. А еще, здесь музыка. Много прекрасной музыки. И, я наконец узнала, почему смычки скрипачей в оркестре двигаются так синхронно (все дело в волшебном штрихе).

Чудесная книга и отменный антидепрессант, который, в наше непростое время,  поможет любому.

##АСТ, музыка, нон-фикшн, юмор, оркестр, музыкальные инструменты

ТГ Book Addict

Комментарии


Именно такое же впечатление у меня осталось от чтения вот этой книги https://www.livelib.ru/book/1000205343-muzyka-i-muzykanty-galina-levashova. Я, человек, далёкий от музыки и оперы, узнала много нового! Вдруг Вам тоже понравится.


Спасибо большое!


Занятная, должно быть, книга.

А мне вот что интересно. Если какая-нибудь скрипка (не первая и не вторая) в симфоническом оркестре не будет играть, а будет только делать вид, что играет, дирижёр это заметит?
Публика не заметит -- это ясно. Когда у меня будет свой оркестр, я значительно сэкономлю на скрипках, стульях и пюпитрах :)

И вот ещё вопрос, который занимает меня с детства. Обязательно ли музыкальное образование тому, кто играет на треугольнике? Нужен ли ему слух или хватит зрения, чтобы понять, когда дирижёр укажет на него палочкой?


Со скрипкой, думаю, исключено, они сидят вместе и двигают смычками синхронно не только ради красоты, но, главным образом, из соображений эргономики - оркестровая яма ограниченного размера, а ход смычка у скрипача полметра в одном направлении. И, естественно, все на виду друг у друга, потому вопрос "перестать играть" изначально не стоит - не сможется, если даже захочется.

А по поводу треугольника, там есть забавные байки об ударных, которые задействованы раз за вечер, почитайте. Книга, правда, отличная и по-хорошему смешная.


У меня, Майя, априорное отношение к этой книге ровно то же, что было у вас: хор в детском саду и собачий вальс. Надеюсь, и апостериорное будет похожим на ваше.
Прочитаю, спасибо :)