Больше рецензий

18 марта 2022 г. 21:54

179

5 История одного подонка

Щепан Твардох пишет очень необычно. Это второй его роман, прочитанный мной. Первый ("Вечный Грюнвальд....") совершенно выносил мозг, но я его осилил и не жалею об усилиях. Хотя для полного его понимания необходимо прочитать его снова.

Приступая к "Морфию", я ожидал чего-то похожего крышесносного, тем более, что и начинался он очень необычно - сразу же возникло какое-то ощущение раздвоения-задвоения текста:



Таки просыпается. Просыпаюсь. Я проснулся. Глаза режет, катышки гноя ковыряет, ковыряю пальцем, ресницы склеил гной. Открываю. Где я? Не дома.

Но вскоре привыкаешь, и роман читается взахлеб. Правда до тех пор, пока не станет тошно - и требуется перерыв. Твардох не жеманится, не жалеет своего читателя, пишет очень грубо, на грани фола, и вываливает на читателя всю грязь, если она есть. А грязи в нашем мире достаточно. Тем более, что тут события развиваются в тяжелое для Польши время - 1939 год, сразу после короткой войны и раздела страны, на территории, подконтрольной нацистской Германии. (Впрочем, говоря о грубости текста и грязи, я сужу по переводу, но не думаю, что это добавления переводчика.)

Главный "герой" отвратителен, а иногда даже омерзителен, но хотя он и погряз в разврате, алкоголе, наркотиках и своей подлости, это отнюдь не исключительно негативный персонаж. Как и в любом человеке, в нем есть что-то светлое и положительное, и эта борьба с переменным успехом идет на протяжении всего повествования. Я с ужасом следил за погружением героя во все большую пучину подлости и безумия поступков. Тем более, что почему-то этот мерзавец вызывал к себе какое-то сочувствие, попытку понять его поступки. Но понять было очень тяжело.

Конечно, роман, видимо, не несет всех тех смыслов нам, тем, кто не родился в Польше и не считает ее родиной. Но и за пределами родной для автора страны, его произведение дает много пищи для размышлений и о судьбе человека, и о безумстве людей, и о многих человеческих качествах, таких как честь, долг, предательство, любовь, дружба, патриотизм.

Одна из ярких проблем, интересующих Твардоха в "Морфии", это переплетение немецкости и польскости. Константин Виллеман, главный "герой" этой книги, немец по происхождению и поляк по воспитанию (тоже своего рода корни). И эта проблема, видимо, актуальна для поляков. По крайней мере для Щепана Твардоха - точно. "Вечный Грюнвальд..." тоже посвящен исследованию этой проблемы. И там, и тут все сплетается в тугой клубок, который, пожалуй, не распутать никак. Проблема этого запутанного клубка национальных корней (или истоков) характерна, конечно, не только Польше. Нашей стране она, пожалуй, характерна не в меньшей степени, а скорее даже - и в большей. Но, разумеется, с иными корнями. И принимая во внимание эту оговорку, произведения Твардоха становится интереснее читать.

Но и за самой историей метаний Виллемана интересно следить. Роман захватывает, иные повороты сюжета неожиданны, а детали быта того времени порой довольно любопытны. Психологически главный персонаж очень сложен, хотя и кажется поначалу очень простым прожигателем жизни, а раскрывающиеся взаимоотношения с родителями и родителей между собой иной раз вызывают оторопь. Все не просто в "Морфии". Но роман хорош и, не смотря на всю грязь, в целом позитивен.