Больше рецензий
19 марта 2022 г. 17:42
819
3
РецензияЧестно говоря, от книги с таким заглавием я ожидал большего. Она процентов на 80 состоит из описания методологии библеистики. Научная важность библейских исследований остаётся для меня под вопросом. Для Израиля это действительно важно, им надо обосновать свою древность и укоренённость на этой территории, но это, разумеется, задача не научная, а идеологическая.
Я никоим образом не против науки. А.С.Десницкому интересно -- пусть изучает. Но меня ему увлечь не удалось. Я ожидал найти в книге много больше реконструкций -- разных, в том числе и друг другу противоречащих -- и много меньше рассказов о том, почему их невозможно создать :)
Среди прочего, я прочитал эту книгу ещё и из-за того, что видел (в программе "Наблюдатель" на ТВ "Культура") разговор пятерых знатоков библеистики и библейской археологии. А.С. Десницкий был в их числе, они собственно и обсуждали эту книгу.
Тот разговор был куда увлекательнее, чем книга. Жаль, что передача продолжалась всего час, я бы ещё их послушал (и Десницкого тоже).
Несмотря на все трудности и невозможности, в последней главе автор представляет свою собственную реконструкцию большого куска библейской истории на основе четырёх Книг царств. Надо сказать, реконструкция вышла весьма подробная и правдоподобная.
Для меня она представляет и дополнительную ценность. Дело а том, что Книги царств очень трудно прочитать самостоятельно. Там миллион каких-то царей, причём относительно приличных из них всего два: Давид и Соломон. Остальные чем позже жили, тем сволочнее становились, и тем вернее вели общество к краю пропасти. (Ну и, разумеется, довели.) Читать об этих всех совершенно невозможно. Спасибо А.С. Десницкому, что прочитал и рассказал.
А в самом конце, чтобы уж все окончательно и бесповоротно убедились, что интерпретация текста -- вещь сложная, автор предложил определить время написания вот этих строк:
О Господи, Ты только вездесущ
И волен надо всем преображеньем!
Но, чую, вновь от беловежских пущ
Пойдет начало с прежним продолженьем.
И вкруг оси опишет новый круг
История, бездарная, как бублик.
И вновь на линии Вапнярка – Кременчуг
Возникнет до семнадцати республик.
И чье-то право обрести в борьбе
Конгресс Труда попробует в Одессе.
Тогда, о Господи, возьми меня к Себе,
Чтоб мне не быть на трудовом конгрессе!
Любой скажет, что это написано после 2014 года и уж точно после 1991.
Между тем Дон-Аминадо (он же Аминодав Шполянский) написал эти строки в 1920 году...
Волей-неволей задумаешься, не заглядывали ли подобным же образом в будущее и некоторые из библейских пророков?..
Повторю: я не против науки. И тем не менее больше всего меня радует научный вывод, что "абсолютно объективной" библейской истории не существует.
Даже если и можно будет когда-либо её написать, -- спасибо, не надо! Ни к чему Книгу превращать в учебник истории или естествознания. Пусть она остаётся Книгой -- со всеми своими вековыми загадками и противоречиями.
Вот и Иоанн со мной согласен:
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
(И это, кстати, одна из моих самых любимых цитат всех времён и народов.)
Комментарии
Цитата шикарная!
А я хочу Эрих Церен - Библейские холмы почитать, мне кажется, это будет интереснее чем современные толкования )
Думаю, "Библейские холмы" сегодня, через 60 лет, могут иметь разве что историческую ценность. Тогда, кроме лопаты и кисточки для бритья, никаких инструментов у археологов не было :)
И это совсем другая история. Удивительно, но нет никаких материальных свидетельств существования Давида или Соломона, египетского плена и т.п. Но это не значит, что ничего и никого не было. Библеистика этими вопросами и занимается.
Вы так интересно написали!
Спасибо!
И вам спасибо на добром слове :)
А я нонче "Евангелие от Иисуса" Сарамаго читаю. Но тaм вообще не научное и деже не религиозное, а просто "за жизнь". Но нравится :)
(Как у Высоцкого - "возвращаюсь я с работы, рашпиль ставлю у стены...")
Книга, на мой взгляд, очень так себе :)
Ну, это вы, наверное, с Библией сравниваете. :) Библию не читала, мне и эта книжка интересна, не успела нахвататься спойлеров :)
(Посмотрела ваш отзыв на Сарамаго, знаю, вы там проводите параллели больше с историей Иешуа из "Мастера и Маргариты")
Сравниваю с дюжиной книг, в которых евангельская история рассматривается с позиций того или иного протестантизма. Многие из этих авторов хотели изобразить своего Христа бо́льшим христианином, чем тот, что описан в Евангелиях. Булгакову это удалось лучше всех.
Уверен, что ни один из этих опусов не проживёт столько, сколько живёт Библия, даже вариант Булгакова -- не говоря уж о Сарамаго :)