Больше рецензий

27 марта 2022 г. 17:36

290

3 Сорокин, каким мы его уже знаем

В сборнике малой прозы Владимир Сорокин, как обычно, демонстрирует выдающееся владение языком русской классической прозы, который он использует, по своему обыкновению, для описания фантасмагорических сюжетов. Но тем, кто до сих пор читал Сорокина собственным внутренним голосом, версия Ивана Литвинова, возможно, откроет новые грани в творчестве писателя. Некоторые фрагменты его прозы явно написаны для исполнения вслух, а вовсе не для чтения в режиме быстрого перелистывания страниц — каких бы то ни было: бумажных ли, электронных ли. Тем более что бóльшая часть рассказов смонтирована с неочевидной для читателя логикой — правда, и к этому ему не привыкать, и она тоже воспринимается как часть авторской эстетики. Монологи персонажей тоже могут быть обрывочны и алогичны. В рассказе «Платок» главная героиня произносит длинный монолог, значительная часть которого состоит из многократного повторения фразы «прыгаю горло». Эти повторы нарушают ритм чтения и озадачивают. Другое дело в аудиоверсии: Иван Литвинов преподносит их как своего рода минималистическую пьесу для голоса чтеца.

В не менее парадоксальном по композиции рассказе «День чекиста» есть порнографическая сцена: звучат только возгласы одного из героев, при этом мы воспринимаем ее глазами пионера, подглядывающего за вожатыми, которые развлекаются за закрытыми дверями сарая в пионерлагере, где-то на отшибе. Что именно он видит, из этих реплик угадываешь с трудом. Но Иван Литвинов расшифровывает и воссоздает звуковую и эмоциональную картину происходящего. Безудержное воображение автора предстает во всей своей порочной красе.

В исполнении Ивана Литвинова проза Сорокина получает почти идеальное воплощение: все-таки просто читать ее нелегко, смотреть (в том случае, если она будет экранизирована) страшно, а послушать — почему бы и нет.

Эксперт