Больше рецензий

7 июня 2013 г. 14:49

4K

5

В этой книге мне понравилось то, как все разложено по полочкам. Каждому отдельному аспекту, составляющему человеческого сознания и психики дан подробнейший анализ. Ушинский не довольствуется общими правилами воспитания, не дает бытовых советов - он берется за самую основу, объясняя, как именно складывается характер человека. Эта книга побуждает к глубокому самоанализу, открывает глаза на многие вещи, о которых обычно не задумываешься. Им исследована память, воображение, рассудок человека, даны подробные характеристики разных чувств - любви, страха, ненависти, испуга, ужаса, наслаждения, желания, зависти, ревности, лености и многого другого. Свои выводы он делает на основе изучения подобных трудов передовых мыслителей, философов и психологов - Аристотеля, Бенеке (признан особенно выдающимся в плане пользы для педагогики), Канта и других. Ушинский также пытается объяснить человеку, в чем заключается смысл жизни. Им рассмотрено значение трудовой деятельности в жизни человека как основной формой, заключающей в себе смысл существования. Необходимым считает он постоянный труд, и единственным "верным" наслаждением - наслаждение во время отдыха от этого труда. Наиболее важным является возможность для каждого найти себя, свое дело в жизни и упорно развивать свои навыки и познания в нем. Ушинский уверен, что жизнь, полная только наслаждений, никчемна, люди, которым нечем заняться, кроме самих себя - глубоко несчастны. Ушинскому удалось внести существенный вклад в развитие общих принципов педагогики своего времени, заложить основные понятия. Своей работой в Смольном он искореняет жестокое обращение с воспитанниками, исключает страх как способ мотивации к учению, создает более свободную систему. В основе его мотивации к саморазвитию лежит искренняя любознательность, живая заинтересованность предметом изучения, ответственность перед окружающими, становление в характере силы воли при сохранении истинных стремлений. Тем самым Ушинский смог положить начало перестройке российской школы, основанной на гуманистическом отношении.