Больше рецензий

3 апреля 2022 г. 20:59

237

3 Записки из московского подполья

Коллекционное издание романа «Московский гамбит» общепризнанного классика прошлого века оснащено картинами и биографиями художников, послуживших прототипами его героев. Мамлеев описывает московское «мистическое подполье» 1970-х, где велись бесконечные разговоры о смысле бытия: люди пытались хоть как-то утолить свойственную им духовную жажду. Сбивались в кучки, перемещались из одной компании в другую, выпивали, искали людей, способных рассказать что-то такое, о чем они до сих пор не слышали, удивить, раскрыть некую тайну. Мамлеев очень подробно воссоздает атмосферу этих поисков, которые, однако, ни к чему не приводят: они всего лишь еще одна форма времяпровождения. Это становится ясным, когда один из героев узнает, что ему скоро придется умереть. В перспективе близкой смерти мир предстает совсем другим, и вещи, которые до сих пор казались такими понятными и очевидными, перестают быть таковыми. Роман состоит практически из одних диалогов. Действия в нем почти нет. Сюжетная линия просматривается с трудом. Что именно происходит с главным героем, понять невозможно. Вопросы у него и у всех остальных героев романа, которым автор дал возможность высказаться, только множатся, а ответов на них все нет и нет. Они пьют, едят и продолжают блуждать по лабиринту жизни, до тех пор пока не зайдут в очередной тупик. Но и в этом тупике не пытаются использовать последние мгновения, чтобы хоть что-то сделать. Вместо этого они стремятся раствориться в пространстве, уйти в никуда. И автор дает им такую возможность. Его повествование в финале словно зависает в воздухе, и все, что нам остается напоследок, — образы людей, которые искали, боролись, не сдавались, но так ничего и не нашли.

Эксперт