Больше рецензий

3 апреля 2022 г. 21:19

229

3 Молитва о японском автомобиле

Михаил Тарковский — выходец из литературно-режиссерского семейства, столичный житель, перебравшийся в провинциальную глушь, и, несомненно, выдающийся писатель. По красоте языка, по манере описывать реальность, сгущенности метафор его можно сравнить с общепризнанным мастером отличающегося витиеватостью литературного стиля Харуки Мураками. Сходства двум авторам придает и то, что своими героями они выбирают персонажей, легко узнаваемых в повседневной жизни. Но если японский писатель умеет держать сюжет, ловко интригует читателя, держа его внимание на коротком поводке, то Тарковский запросто отпускает его на волю. Он слишком заворожен окружающей его реальностью; родившись в Москве, словно пытается быть бόльшим провинциалом, чем сами провинциалы. Скорее всего, именно отсюда и этот описываемый в книге культ автомобилей, и бесконечная игра с их названиями, которые возведены в ранг почти магических имен и призваны подчинить себе бесконечные российские просторы. Такое же ощущение бесконечности вызывает и сама проза Михаила Тарковского. Читатель словно наблюдает за происходящим на страницах книги из окна все того же автомобиля, и, как быстро ты ни едь, однообразие заоконного пейзажа остается на протяжении всей поездки неизменным, а когда он хотя бы чуть-чуть, но меняется, воспринимаешь это как дар свыше, как глоток воды после длительной жажды. Но возможно, таким и был замысел Михаила Тарковского. Любопытно, что книга содержит и стихи. Для автора с фамилией Тарковский это смелый поступок. Они не вызывают никаких возражений, легко читаются и по форме напоминают чуть усложненные тексты для песен в жанре шансон, что можно засчитать автору, решившему посвятить и жизнь, и литературное творчество российской глубинке, в число достоинств.

Эксперт