Больше рецензий

5 апреля 2022 г. 18:46

239

5 Не зря

Еще одна биография авторства Алексея Варламова, неустанно сражающегося не менее чем на трех литературных фронтах: писательские биографии, художественная проза и руководство Литературным институтом. Жизнеописание Шукшина — первый случай, когда Варламов в своих биографических изысканиях смещает акцент на вторую половину XX века. Это резко меняет характер исследования. Во-первых, автор уже не так свободен, как в своих книгах об Александре Грине, Алексее Толстом или Михаиле Пришвине. В случае Шукшина свидетели большей части описываемых Варламовым событий до сих пор живы, что заметно ограничивает автора в возможности высказывать те или иные предположения. Иногда Варламов даже вынужден оговариваться, что эту сторону биографии он описывать не собирается, например отношения Шукшина с его последней женой Лидией Федосеевой.

Возможно, таким образом, он пытается сфокусировать внимание читательской аудитории на куда более важных вещах, нежели интимная жизнь писателя: на той роли, которую успел сыграть Василий Шукшин в русской культуре и какую мог бы сыграть. Сейчас мы живем в стране, которая в начале 1970-х посмотрела «Калину красную», и этот фильм был судьбоносным как для автора, так и для зрителей. Но что было бы, если бы Шукшин все-таки снял своего «Степана Разина» — фильм, к которому он шел столько лет? Почему судьба остановила Шукшина на самом взлете? Очевидно, что Варламов покинул исхоженную им вдоль и поперек вторую половину XX века ради идейно и душевно близкого ему автора и готов повторить слова своего героя: «Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай все это за понюх табаку… Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

Эксперт