missis-capitanova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 апреля 2022 г. 15:27

2K

4 "... Они студентами были. Они друг друга любили..."

Так уж вышло, что я собственноручно накрутила свои ожидания от этой книги до предела. Во-первых, потому что не так давно прочитала у автора более ранний роман "Средний пол", который мне очень понравился и который в принципе выделил для меня Джеффри Евгенидиса среди других современных авторов и позволил предположить, что написанное после "Среднего пола" будет так же прекрасно. Во-вторых, потому что университетская жизнь, положенная в основу завязки этого произведения, является моим собственным читательским лакомым кусочком и пройти мимо таких сюжетов мне очень нелегко. Вот поэтому и кружила я вокруг этого романа, как лис возле курятника и истекала литературной слюной. К сожалению, предвкушение лакомства оказалось слаще самого лакомства... Нет, я ни в коей мере не хочу сказать, что книга в чем-то откровенно плоха или слаба - просто таковой она стала для меня на фоне еще свежих впечатлений от "Среднего пола". В ней не было той захватывающей жилки, которая заставляла бы читать до боли в глазах и тумана в голове. Не было того, что побуждает читателя возвращаться к книге каждую свободную минуту. Кроме того, я рассчитывала, что университетская составляющая займет в книге гораздо больше места, чем оказалось на самом деле. Мне хотелось повторения "Тайной истории" Донны Тарт в плане студенческих декораций и атмосферы. Здесь же университет как таковой стал затравкой для того, чтобы вся дальнейшая история вообще стала возможна. Еще по предыдущему роману я знала, что автор грешит обилием физиологических и сексуальных подробностей в тексте, но если в "Среднем поле" без них было никуда, поскольку именно они в какой-то мере помогали раскрыть тему гермафродитизма, то в данном произведении множество туалетных и постельных деталей, совершенно лишних, ненужных и чрезмерно обстоятельных, меня огорошило и огорчило. Вот из-за таких мелких на первый взгляд придирок я и не получила того удовольствия, на которое рассчитывала. Но даже при этом роман "А порою очень грустны" оказался небезынтересной вещицей, достойной читательского внимания.

Рассчитывая на университетский роман, я в большей степени получила так называемый роман взросления. Или даже может быть роман избавления. От иллюзий. От мечтаний. От заблуждений. От всего того художественного и научного, что мы примеряем на себя в процессе учебы и что потом, как шелуху, сбрасываем на практике... Перед нами троица студентов - Мадлен, Леонард и Митчелл, жизненные тропки которых пересеклись благодаря Брауновскому университету и образовали собой причудливый любовный треугольник. Который, кстати, сказать на мой взгляд был возможен только там и тогда - встреться они в другом месте и в другое время, прошли бы мимо друг друга и ничего бы даже не ёкнуло, а так по итогу имеет один брак и одно разбитое сердце... Университетские влюбленности порой странные и непредсказуемые, но такие необходимые для становления личности. Они как ветрянка - ими нужно переболеть в определенное время, чтобы больше к этому в будущем не возвращаться... Мне очень понравилась мысль, высказанная одним из героев этой истории: "... Когда мы говорили о браке (я имею в виду, абстрактно), у тебя была теория о том, что люди женятся на одной из трех стадий. Стадия номер один — люди традиционного склада, которые женятся на своих студенческих увлечениях, обычно летом после выпуска. На второй стадии женятся лет в двадцать восемь. И наконец, существует третья стадия — когда люди женятся на последней волне, впав в отчаяние, лет в 36, 37 или даже 39..." И что-то в этом есть, правда, если говорить об американо-европейских реалиях. В условиях отечественных я бы добавила еще одну стадию - тех, кто женится вообще сразу после школы. И безусловно такие школьно-студенческие браки имеют право на существование, но весьма часто, как это показано в этом романе, они не выдерживают испытания реальностью...

Верхушку нашего любовного треугольника венчает Мадлен - романтичная, утонченная и начитанная натура, поклонница Бронте, Остин, Гаскелл и прочих викторианских романисток, воспитанная в интеллигентной и относительно состоятельной семье. Что и говорить - девочка-пай. В нее влюблен Митчелл - хороший и правильный парень - из тех, которые редко нравятся девушкам и которых те зачастую с удовольствием записывают в стан лучших друзей. А есть еще Леонард - мальчиш-плохиш, загадочная натура, сложный внутренний мир, оригинальные суждения и т.д. и т.п. вкупе с маниакально-депрессивным синдромом. Если верить в теорию о том, что все люди в жизни друг друга не случайны, то можно предположить, что Мадлен Леонард был послан для того, чтобы она избавилась от всех иллюзий, которые почерпнула из викторианских романов и спустилась с небес на землю, чтобы она перестала воображать себя литературной героиней, призванной кого-то спасать и излечивать, чтобы перестала жить ради служения кому-то, кроме самой себя. Девочкам вроде нашей героини обязательно нужно в начале жизненного пути обжечься на ком-то вроде Леонарда, чтобы потом, закаленной, иметь возможность строить нормальные отношения. Конечно, велика вероятность, что такие девочки не выпутаются из череды этих спасительно-страдательных и жертвенных отношений и всю жизнь положат на служение парням вроде Леонарда, но Мадлен повезло... Митчеллу вся эта история тоже призвана помочь узнать самого себя. Митчеллу кажется, что он хочет служить людям, что его призвание в религии и что он любит Мадлен. Но ключевое во всем этом то, что Митчеллу это только кажется. И чтобы понять это ему придется объехать пол мира, увидеть бедность, настоящие страдания и нищету, пережить замужество любимой девушки, заполучить таки Мадлен и в конце-концов распрощаться со всем этим юношеским флером.

О Леонарде и говорить нечего - он больной человек и заниматься им должны специалисты. Всю книгу я была уверенна, что он что-то сделает либо себе, либо Мадлен... Для меня их отношения с Мадлен находятся за гранью понимания. Одно дело не бросить любимого человека, когда его постигла болезнь - это нормально, это адекватно. И совсем другое - сознательно вляпаться в отношения с изначально психически нездоровым парнем! У девушек, идущих на это, по-моему инстинкт самосохранения равен нулю! С этой точки зрения ни чувства, ни мысли Мадлен не были мне понятны! Это как положить голову в пасть льву и гадать - откусит или нет... Вообще весьма примечательно то, что в этой книге никто из героев не смог расположить меня к себе. Я осталась сторонним наблюдателем, которого абсолютно не трогают ни их беды, ни их радости. Наблюдать было любопытно, но не более... Финал этой истории кажется мне достаточно правдоподобным и закономерным. Он знаменует собой тот факт, что наши герои наконец таки распрощались с юностью и вошли во взрослую жизнь и развал их любовного треугольна был первым взрослым решением... Книгу я то читала, то слушала в исполнении Натальи Казначеевой. Я не в восторге от ее начитки, но если увеличить скорость в 1.5 раза, то можно было слушать. Правда, Мадлен в ее исполнении получилась какой-то то писклявой, то визгливо-истеричной. В целом же хоть книга и слабее "Среднего пола", но назвать ее безынтересной я не могу. И я с удовольствием буду читать дальше Джеффри Евгенидиса - лишь бы он писал и лишь бы его переводили :)

Книга прочитана в рамках 34-го тура игры "Четыре сезона"

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!