Больше рецензий

AAY80

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2022 г. 18:18

145

5 Маленькие заметки о большом поэте

Условно в книге три взаимосвязанных темы: Бродский как человек, Бродский как мыслитель, и Бродский как поэт.

Начинается с краткой биографии: от поэтических опытов, далее, через гонения, причина которых банальна – отказ шагать в ногу с общественным и литературным строем, далее – высылка в 1972 году, и всемирное признание. Признание редкое для русскоязычного автора. Несколько штрихов к личности, с легкими упреками в негибкости и нетерпимости к явлениям, которые для западного человека были в порядке вещей, а у Бродского вызывали стойкое отторжение и неприятие.

Далее о мировоззрении. Здесь уже все гораздо сложнее.
Бродский человек, с оригинальным сложившимся прочно укоренным в мировой культуре мировоззрением.
Его философские взгляды оригинальны и строго-иерархически структурированы: язык, время, пространство, и поэзия как способ постижения. Осмыслению помогает опыт, опыт экзистенциальный и эстетический.
С помощью поэзии, считал Бродский можно реорганизовать и удержать время, слиться с ним.



…уже взорвалась та бомба, что
оставляет нетронутой только
мебель.
Безразлично, кто от кого в бегах:
ни пространство, ни время для нас
не сводня,
и к тому, как мы будем всегда, в
в веках,
лучше привыкнуть уже сегодня

Еще одна отличительная особенность – крайний индивидуализм: «Человек свободный отличается от человека порабощенного именно тем, что в случае катастрофы, неудачи, несчастья никогда не винит обстоятельства, другого человека – он винит самого себя». Для него существует явная антитеза: Запад – индивидуализм, культура, свобода; Восток – коллективизм, варварство, рабство. Отстаивая свою творческую свободу, он вступает в осознанный конфликт с государством.



В стране, где слово узурпировано государством, любое неофициальное слово воспринимается как вызов, как политическая угроза. В таком обществе все политика – и слова и молчание в равной степени.

Несмотря на тяжелые испытания поэт не отвергает гуманистические идеалы, сохраняет глубокую веру в силу искусства вообще, и литературы в частности. Искусство для него впереди жизни, впереди прогресса, именно оно создает новую реальность.
И, наконец, о поэзии. Здесь, все вообще очень запутано, без поллитры не разберешься. Размер стиха, цезуры, синтаксические паузы, безударные слоги, разные окончания и т.д. и т.п. Требуется серьезная филологическая и литературоведческая подготовка для того, чтобы делать выводы.
Остановиться можно на том, что Бродский был поэт – новатор, не искавший легких путей и избегавший проторенных дорог.
Итог: личный, проникнутый симпатией взгляд на судьбу и творчество большого поэта.