Больше рецензий

DenisKuznetsov

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 апреля 2022 г. 20:39

2K

3 Тривиальная истина или устаревший соц. реализм

Когда я был маленький, мама рассказывала мне об ужасах гражданской войны и революции. О том, как брат убивает брата, отец – сына. Я всегда удивлялся ее знаниям и интересам в этой части истории нашей страны, но только потом понял, что источник этих образов – «Вечный зов».

Я бы не стал рекомендовать эту книгу ни начинающим читателям, ни опытным. Роман – классический представитель социалистического реализма, где хорошие – коммунисты, плохие – белые и фашисты. В конце концов, плохие будут наказаны, а хорошие – останутся при своих. Плоские и поразительно «положительные» герои, которые мало чем отличаются друг от друга, кроме имени и насыщенной жизненной истории, которая и представляет героя (но она есть не у всех). Что называется – не верю! Поиск житейской и социальной истины, которую все без исключения герои пытаются искать на протяжении всего романа, после второй половины книги начинает изрядно надоедать.

Роман полон жестокости. Хотя, с одной стороны, оно и понятно, Россия пережила в 20 веке страшные потрясения, а гражданские войны – самые жестокие войны. Но речь даже не об этом. «Вечный зов» роман все-таки советский, и много в нем именно советского, начиная от быта и заканчивая отношением к женщине. На мой взгляд, образ советской женщины в романах Анатолия Иванова — это очень интересное исследование. И если такого еще нет, то где тот смельчак, который возьмется за этот труд, если это еще кому-то интересно? Женщина страдающая, женщина понимающая, на груди у которой можно найти утешение, словно на исповеди, вылить все грехи и боли – вот она, и коня на скаку остановит, ну и дальше вы знаете. Примечательно то, что автор постоянно акцентирует внимание на женских прелестях, подчеркивая в женских образах груди (особенно если больше), доводя все это до пошлости.

Но уже пытаясь дочитать книгу, я старался найти в ней что-то хорошее. На мой взгляд, книга «Тени исчезают в полдень» получилась гораздо интереснее и живее. Может быть, потому что была написана раньше, еще молодым, не обласканным славой автором, может быть, это просто особенности моего восприятия. Не знаю. Безусловно, «Вечный зов» это эпопея, заслуживающая внимания. Но она безнадежно устарела. Непомерные объемы книги скорее ее минус, чем мощь и уважение, перед которым, обычно, преклоняется читатель, видя перед собой бумажный фолиант, с которым ему придется жить ближайшие недели. Эпоха социалистического реализма канула в лета, и только лучшие представители этого жанра остаются в поле зрения обычных читателей и литературоведов, к которым «Вечный зов», на мой взгляд, с художественной точки зрения, не относится.