Больше рецензий

20 июня 2013 г. 02:27

1K

5

Война многолика, и лики её один другого страшней. Каждый из её свидетелей может передать только то, что видел сам, и в этом важность и незаменимость разнообразной фронтовой прозы.
В повестях Крик и Это мы, Господи! Воробьёв рассказывает о том, что подстерегает по ту сторону отваги, что ждёт впереди тех, кто ни шагу назад. О том, как разведка может обернуться пленом, а затем странствием по всем кругам ада: имя первому кругу Ржевский городской концлагерь, имя второму кругу Смоленский концлагерь, далее Каунас, Саласпилс, Паневежис, Шяуляй... Долгое путешествие, в котором все пункты объединены одним впечатлением, одной мыслью: «бежать».
Вот я что думаю: почему мы (хорошо, говорю за себя) так спокойно употребляем для бодрости всякие ужастики и триллеры, зомбяков и кровищу, а книги о концлагерях — ой нет, ну это же так тяжело, раз в год накануне девятого мая разве что... А ведь склады Заготзерна под Ржевом — это ж самый натуральный сайлент хилл, где в бледном тумане копошатся ходячие мертвецы, и мертвецы за ними наблюдают с вышек. Да потому-то мы, наверное, и переживаем триллеры так легко, что им можно спокойно не верить. А этим книгам не верить не имеем права, а верить между тем — невозможно.
И вот что ещё я думаю: хорошо, что эти повести записаны. Бумага всё стерпит, а память такое отказывается терпеть.
Повесть Убиты под Москвой — небольшой эпизод, локальная катастрофа среди катастрофического отступления в сорок первом. Главные герои — два командира, две точки зрения на происходящее. Молодой лейтенант Ястребов, ещё не привыкший к своему званию, полагающийся ещё только на интуицию вместо знаний и опыта: фронт для него больше необычен, чем страшен, и война для него состоит из сочных звуков, запахов, красок, как новый мир для новорождённого. Подтянутый и строгий капитан Рюмин — ещё один пример командира, у которого Красная Армия никогда не отступает, даже когда отступает. Но он совсем не похож на бездушного и бездумного капитана у Некрасова и даже на вспыльчивого лейтенанта у Кондратьева: у него своя трагедия, свои неразрешимые вопросы. Повесть, кроме прочего, заставляет понять, насколько велика ответственность командира: раскрыть солдатам истинное положение дел или сберечь боевой дух? игнорировать поражение или пойти под трибунал? отступать, наконец, или наступать, если ни впереди, ни позади уже выхода нет?..
Нет, не бойтесь браться за эти небольшие повести: они читаются на одном дыхании, вернее, на одном вдохе, потому что перевести дух уже будет невозможно с того самого момента, как вы попадёте в плен сюжета. Но этот плен необходимо пережить, этому безмолвному и не утихающему рассказу необходимо внять, ведь для чего иначе была написана эта книга, в которой каждая страница — минута молчания.

И всё-таки нескольких моментов я не поняла — кто объяснит?

И всё-таки нескольких моментов я не поняла — кто объяснит?
1. Что это был за обиженный красноармеец во 2-й части повести «Убиты под Москвой», когда через курсантские окопы шло отступление? Он назвался майором, хотя на самом деле им не был и это было очевидно по его обмундированию, но потребовал провести его к капитану и о чём-то с ним говорил. Все ситуацию не сговариваясь замолчали, и только один из солдат в беседе неодобрительно отозвался об этом подозрительном майоре. Всем персонажам как будто без слов всё понятно, а я вот никак не могу сложить два и два.
2. Та же повесть. Что такое БУ?

Санинструктор нашел помещение под раненых.
— Главное, товарищ капитан, две пустые комнаты, — доложил он Рюмину. — А под ними какой-то двухэтажный подвал. БУ прямо…


И почему хозяин дома показался капитану подозрительным? Деревня уже была оккупирована, что ли?
3. Как, в конце концов, выглядят эти самые лейтенантские кубари?

Комментарии


БУ - это, очевидно, бомбоубежище. Кубари - квадратики на петлицах


Первый вопрос, наверное, это был особист


но они ведь сами отступали или нет? хороша картина — особист сам драпает в ремне набекрень. тогда понятно, почему он был такой обиженный.
бомбоубежище, точно, я как раз сегодня с утра подумала, что это может быть оно. что ещё может быть в двухэтажном подвале %)
про знаки отличия, слава богу, почитала на вики. а «шпалы» — это капитанские-майорские прямоугольники?

спасибо)


Ога. По Климову это как раз знаки Сатаны


ничосебе.
вот насчёт Климова хотела уточнить — какой именно (Григорий?) и с чего лучше начать?


Я читал "Песнь победителя" и "Князь мира сего". Первое автобиография. Очень интересный субъективный взгляд на ВОВ. Второе самое известное, петлицы из него. Без жанра. Смесь параноидального бреда, фэнтези и истории сталинских репрессий.


ок, попробую.
почитала Лурк, позабавилась. ну он канешна личность.


Григорий, да


Очень сильное впечатление в своё время произвёл. Вроде и проза предельно простая, и прочитано о войне к тому времени было очень много, а всё равно, как удар. Какие-то бытовые мелкие детали почему-то добивали больше всего...


«Это мы, Господи» — настоящий шок, настолько, что как только я отрывалась на время от книги, сразу забывала, о чём читала только что.
и при этом пишет он замечательно, продуманно, взвешенно. парадокс, казалось бы, особенно учитывая, что он сам всё пережил.


Действительно, очень сильные повести, одни из лучших, написанных о ВОВ.
Прочтите ещё Кондратьева и Конечно же, Василя Быкова. Это война без прикрас.


Кондратьева читала тоже несколько повестей, люблю его Сашку и Овсянниковский овраг.
Быкова — обязательно.
ещё по части «войны без прикрас» мне очень-очень Некрасов нравится.


Разумеется, с Некрасова и началась "лейтенантская проза". Если захотите читать на эту тему дальше, есть только в электронике, на бумаге не издавалась: Шумилин-"Ванька ротный", читается тяжеловато, потому как не редактировалась. Где найти-думаю знаете.


значит, я правильно начала знакомство с военной прозой именно с Некрасова)
большое спасибо. конечно, буду читать и дальше, у меня даже на эту тему есть своя подборка, если захотите что-нибудь ещё посоветовать, буду рада.


это невозможно прочитать на одном дыхании...
вот читаю и прерываюсь на сказки


может, у меня такой период повышенного интереса, но я не могла ни на что отвлечься, постоянно об этой книге думала.
хотя когда закончила читать, разрядка потребовалась, конечно.


Прочитал "Убиты под Москвой". Не понравилось. Очень не понравилось. Все как-то глупо и... Просто не понравилось, расписывать долго


ну, там побольше рефлексии, чем у Некрасова.
но В окопах Сталинграда это пока, действительно, лучшее из того, что я пока читала. в ближайших планах Василь Быков.


Знаете, те гневные слова беру обратно... Спустя время понял, что все не так уж и плохо...