Больше рецензий

18 апреля 2022 г. 02:46

2K

2 Арабский Аристипп

Что тут скрывать: философия Омара Хайяма очень похожа на учение древнегреческих гедонистов. Изложенная в большом количестве монотонных и довольно однообразных рубаи, она воспевает чувственные удовольствия, конец которым кладёт только физическое прекращение жизни. Надо сказать, что круг этих удовольствий тоже не бесконечен: в основном это вино и женщины (причём первому явно отдаётся предпочтение).
Гедонизм Хайяма - это не исключительно поглощение радостей жизни; как и греки, он утверждает гедонистическую, морально окрашенную свободу, дающую право каждому наслаждаться своей индивидуальной жизнью без вмешательства в свободу другого. Это также вольнодумство и в целом экклезиастические настроения, представляющие земное бытие - как пышное пиршество, неизбежно клонящееся к своему концу. В пестроте жизни заключена трагичность умирания, а обращение к милости Божьей выглядит то как нелепая наивность, то как злая насмешка слепой природы. И надо всем этим возвышается остроумный мудрец, не отказывающийся от предлагаемых жизнью эфемерных удовольствий, но в то же время и не питающих иллюзий на сей счёт.
Кроме того, что мне такая философия не близка (впрочем, вступить с ней в полемику я, тем не менее, не решусь), сборник рубаи Хайяма воспринимался и монотонным, и перегруженным, местами ужасно банальным. Одна и та же мысль повторялась в разных вариациях так часто, что читать его было сложно даже в самые скучные моменты жизни. Подтрунивания автора над религией, вероятно, для своего времени были очень остроумны и возмутительны, но мною прочитываются примерно как триумф Смердякова, "уделавшего" Библию тем, что свет, дескать, не мог появиться раньше светил, а значит, Писание для дураков писалось. Ну и ценности реальной, земной жизни, которые Хайям утверждает взамен иллюзорных, слишком уж сомнительны. Впрочем, наверное, он и здесь ёрничает, а наивный читатель всё опять принял за чистую монету.

Ветка комментариев


Уф, постараюсь покороче. "Не зашёл", возможно, потому что ничего уникального в его рубаях действительно нет, а тем более для читателя, который не забросил чтение сразу после школы) Его "распиарили" как мудреца, и это сыграло злую шутку в плане ожиданий.
А не согласна потому, что мне кажется, это что-то на уровне менталитета-непринятие бахнуть винца, когда вообще-то дела делать надо) Поймите меня правильно, я не считаю, что загадочная русская душа-это хтонь беспросветная. Но всё же, нам несколько несвойственно такое отношение к жизни. Я как-то интересовалась, что за дурацкая примера не жениться в мае. А всё ведь просто-некогда плясать, если посевная. Наше любомое "сделал дело-гуляй смело". А Хайам бы что сказал? Сказал бы "ребята, да черт с ним, с полем, тут вон люди любят друг друга, давайте повеселимся". А мы то все знаем, как печальна судьба стрекозы, который всё лето пропела. Поэтому такие Хайамы и стрекозы кажутся слишком легкомысленными. А условные "мы" для них-слишком нудные и практичные. Возможно поэтому у нас всплывает осуждение где-то подсознательно.
Как-то так.

И по моим ощущениям, не смотря на все его воззвания кутить с женщинами, он всё-таки с уважением к ним относится. Плюс высоко ценит дружбу. Что мне очень импонирует. И опять же ( хотя выглядит противоречиво на фоне его бесконечных вечеринок ), он не готов растрачивать себя, говорит "лучше будь один, чем вместе с кем попало", что значит человеческие взаимноотношения рассматривает гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. И в то же время на эгоиста не похож, альтруистические нотки проскакивают. У него и к себе тоже требований достаточно : будь честен, будь благодарен, помогай и т. д

Я немножко перестаралась, извините)


Прочитав ваш ответ, я не думаю, что наши мнения так уж расходятся. Я тоже считаю, что его рубаи - добрые, светлые и всё такое прочее, а также не думаю, что он, как философ, пустой болтун, так сказать. У Хайяма явно прослеживается ирония, при этом есть серьёзные рубаи с "руководством к действию", где, видимо, более явно изложена его истинная позиция. А в остальном - это напоминает скорее "пир во время чумы": существование так абсурдно, что остаётся примириться с этим и радоваться жизни. Моя низкая оценка продиктована больше монотонностью изложения и неблизким мне стилем (я вообще иронию как литературный приём не особо люблю, а в таком явно виде тем более). Я бы оценила книгу выше, если бы издание было комментированным, например, это точно. А так, мне попалась довольно дрянная книга, выпущенная на поток (название говорит само за себя), но вдруг я перечитаю ещё, в более академическом издании. Даже желание появилось)