Больше рецензий

20 апреля 2022 г. 17:20

1K

4 Освобождение от вершины

В «Мифе о Сизифе» А. Камю приходит к выводу, что смысл жизни - «самый насущный из вопросов». Пока мы принимаем причины, объясняющие смысл жизни, мы продолжаем жить, но как только мы отвергаем эти причины, мы становимся отчуждёнными — мы становимся чужими от мира. Это чувство отделённости от мира Камю называет абсурдом, ощущением, которое может привести к самоубийству.
Что делает жизнь абсурдной, так это наша неспособность познать себя и смысл мира, даже если мы желаем такого знания. Абсурдно само столкновение между иррациональностью и исступлённым желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души. Мир мог бы иметь смысл: «Но я знаю, что я не знаю этого смысла и что для меня сейчас невозможно его узнать». Это напряжение между нашим желанием познать смысл и невозможностью познать его - самая важная истина. Мы испытываем искушение прыгнуть в веру, но, если быть честными, то мы знаем, что не понимаем зачем; мы должны научиться «жить не подлежащей обжалованию жизнью». В этом смысле мы свободны — живём без высших целей, живём без апелляции. Осознавая своё состояние, мы пользуемся своей свободой и восстаём против абсурда — это лучшее, что мы можем сделать.
Нигде сущность человеческого состояния не выражена яснее, чем в мифе о Сизифе. Осуждённый богами катить камень на вершину горы, после чего собственный вес валуна заставляет его снова скатываться вниз, Сизиф был вечно обречён на этот бесполезный труд.
И все же А. Камю видит в Сизифе что-то ещё в тот момент, когда он спускается с горы. Осознание своей судьбы – это трагедия, но сознание позволяет Сизифу презирать богов: «Эта вселенная, отныне лишённая властелина, не кажется ему ни бесплодной, ни ничтожной. Каждая крупица камня, каждый отблеск руды на полночной горе составляет для него целый мир. Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым».
Свободный человек обречён страдать — но страдание его не пугает. По Камю, человеческая свобода и возможность придать жизни смысл лежит в подтверждении и принятии абсурдности. Если абсурдный опыт – это настоящее осознание того, что Вселенная в своей основе свободна от абсолютов, тогда мы как личности по-настоящему свободны. Свобода человека, таким образом, признаётся в естественной человеческой способности и возможности создать свой собственный смысл и предназначение, сделать свой выбор.
Возможно, мы сможем принять реальность нынешнего абсурда, отвергнуть спекулятивную метафизику и обосновать смысл нашей жизни той небольшой ролью, которую мы можем сыграть в преобразовании мира в более значимую реальность. Мы отвергаем абсурд, религию и гнев. Вместо этого мы работаем над преобразованием реальности.