Больше рецензий

24 апреля 2022 г. 06:58

316

4 Общество иллюзий - вчера, сегодня, завтра...

Я люблю жанр мемуаров. Но только в том случае, если он сопровождается не просто описанием собственных автобиографических вех и событий, но и глубоким анализом эпохи, её социальных аспектов, её национальной идентичности и культуры, а таже личностными выводами автора о собственных ошибках. В мемуарах важен не столько сам язык, сколько та искренность, которую либо ощущаешь, либо нет, читая книгу. Владимир Познер – личность для многих противоречивая, но однозначно интересная, и его журналистские работы (как печатные, так и телевизионные) достойны внимания и уважения. Лично мне очень нравятся циклы передач, которые он снимал о разных странах и их национальном самосознании. Если Вам интересна эта тема и такой журналистский авторский стиль подачи информации, советую начать с фильма «Одноэтажная Америка», где Вы очень хорошо и глубоко познакомитесь не только с ментальностью и культурой этой противоречивой страны, но и увидите, насколько разными могут быть жизнь и быт в соседних штатах.
В своих книгах и фильмах Познер всегда задает вопросы. Что значит быть американцем, русским, итальянцем, евреем, французом, испанцем, немцем, финном, шведом, датчанином…? И действительно – а что для каждого из нас наша родина и национальность? Связана ли родина напрямую с местом, где мы рождаемся, или все же определяется при жизни, будучи обусловленной той средой, в которой сознательно проходит наше становление как личности, со своими принципами, идеалами, установками? Ну, скажем, можно ли считать себя русским, если с детства или юности человек проживает в России? Вопрос, несомненно, интересный, и отвечать на него сразу и категорически не стоит, судьба иногда вносит такие коррективы, что далеко не всегда настоящая родина для человека – место его рождения по паспорту.

Книга «Прощание с иллюзиями» была написана на английском языке в 1990 году. Долгое время в Америке она держалась в списке бестселлеров. Прошло много лет, прежде чем автор решился перевести ее на русский язык, причем необходимо отметить, что сделал он это мастерски. И что еще важнее, снабдил свое произведение авторскими комментариями, данными курсивом, сквозь весь текст. Благодаря комментарием мы можем видеть не только то, что было дописано Познером уже в двухтысячных годах, но и его личный анализ и разбор своих же мыслей и мнений из первого издания книги.
Смешение кровей почти всегда рождает людей нетривиальных, творческих, нестандартно мыслящих, полиглотов. Рожденный в Париже в 1934 году в семье француженки и русского еврея и переехав в 5 лет в США, Владимир Познер уже с детства осознал сложность поиска и установления собственной национальной идентичности, и об этом он много пишет в книге, рассказывая о традициях и нравах своей французской или еврейской «сторон». Детство и взросление в Нью-Йорке в 1939-1949 годах, обучение в американской школе, впитывание ароматов жизни капиталистического общества, которого не коснулась Вторая мировая война; переезд в послевоенный Берлин и жизнь в Германии до 1952 года, изучение русского языка с нуля в немецко-русской школе, знакомство с русской классической литературой… Все это и многое другое вело молодого Познера к глубокому осознанию острых социальных аспектов того времени: что есть экстремизм, что есть нацизм, для чего нужна религия, и есть ли истинная вера, смогут ли немцы искупить свой грех перед евреями и Советским союзом?

Мне было очень интересно читать и про советский период жизни Познера (с 1952 года). Очень хорошо, что есть еще много людей, заставших сталинские, постсталинские, хрущевские, брежневские времена. Ведь именно из их уст, из уст простых жителей того Союза мы можем узнать сейчас, как реально обстояла жизнь, как складывался быт, что такое «коммунальная квартира», что такое новый тип человека того периода «homo soveticus», почему страна победительница была намного более отсталой в экономическом и социальном планах, чем все страны Европы, не говоря уже о США. Что такое «хрущёвская оттепель» глазами и устами современников, а не историков, которых «просили» писать так, как были угодно партии? Что есть культ личности, что есть цензура, была ли в Союзе свобода слова, какие книги и писатели были запрещены, как происходила вербовка спецслужбами, как жили репрессированные после смерти Сталина, что значило быть невыездным, что чувствовали простые люди после развала СССР? На эти и другие вопросы мы найдем ответы в этой интересной книге. Кроме того, мы немного узнаем о жизни и работе замечательного русского писателя Самуила Маршака, сотрудничество с которым определило становление Познера как журналиста. Советское радио и рождение советского телевидения, смена риторики передач и материалов вместе со сменой «вождей» - и об этом есть много ценных критических замечаний автора. Значимым представляется, на мой взгляд, ретроспективный обзор таких максим, как революция, эволюция, процветание, застой, падение советского режима. Познер говорит о том, что для перехода общества в новую стадию развития ему необходимо попрощаться с иллюзиями, сбросить «шоры» с глаз, но во многом это процесс болезненный и трудный. Это то, с чего нужно начинать отдельно каждому взятому человеку, что в конечном итоге увлечет и общество в целом.

«Общество, построенное на иллюзиях, представляет страшную угрозу для своих членов, потому что рано или поздно оно рухнет». Я полностью разделяю эту авторскую мысль. И в который раз убеждаюсь своему верному интуитивному выбору очередной прочитанной книги. Альберт Эйнштейн в свое время писал: «Интуиция – священный дар, а разум – покорный слуга». Истина? Да, на 1000%.
Сегодняшний мир все так же, по-прежнему, полон иллюзий. Особенно хорошо это видно в нашей стране. Крушение Союза нас ничему не научило. Бурное бандитское десятилетие девяностых все дальше отодвинуло людей от прощания с теми иллюзиями советской эпохи. Они законсервировались, «просолились», «отлежались» в первое десятилетие двухтысячных. За последние 10 лет наблюдается медленный процесс «обесшоривания», но опять же он доступен далеко не всем членам общества. Ситуация 2020 – это наш шанс окончательно понять, в каком мире мы хотим жить и строить свое будущее – в мире духовных истин, в человеческом мире, в мире созидания, самовыражения и свободы, торжества справедливости? Или в мире иллюзорном, псевдо-созидательном, псевдо-справедливом, псевдо-человеческом? Решать только нам.
В заключении хочу сказать, что написание мемуаров зачастую сложнее, чем манифестация вымышленного сюжета. В этом жанре ты не можешь быть неискренним, ты не можешь спрятаться, укрыться за своим героем, потому что ты – и есть этот главный герой. Не можешь ты и бросить какую-то мысль без тщательного анализа, обдумывания. Мемуары учат думать, учат рассуждать, делать выводы, оценивать, конструктивно критиковать, анализировать… Эпоху, себя, эпоху в себе, себя в эпохе.
Юлия Визер