Больше рецензий

CoffeeT

Эксперт

Чемпион России 2017 по критике

27 апреля 2022 г. 13:41

1K

0.5 Подоконник

Как я вам всем уже однажды рассказывал, недавно мне приснился чудный сон, полный знамений и драматичных перипетий. То был сон о поиске и надежде. О предательстве и отваге. Об умении плести в пустыне Каракум четырехметровую веревку (можно на 20 сантиметров длиннее, но не больше) и спать верхом на одногорбом верблюде (особенно, если вы всю жизнь ездили на двугорбом). Что и говорить, столько всего в том сне было. Но еще, да-да я рассказывал, там была слепая торговка из Марокко, которую обуревали демоны Западной Сахары (географически оправдано, я проверял). Именно ее волнительные крики на неизвестном мне диалекте арабского (остальные я знаю) и заставили меня тогда проснуться со странной, тревожной и противоречивой мыслью. Мне нужно было прочитать три книги. Нет, не сразу конечно, но как-то хоть спланировать на будущее, взрослый же. И хотя та рыночная торговка ко мне больше не возвращалась во снах (зато я был в Перу и стрелял там из лука в нехороших, нечестных перуанцев), я на всякий случай решил это сделать. Мало ли.

Начал я с «Парфюмера». Думал, им и закончу. Но ничего, встал, откашлялся, отряхнулся. Ах да, какой я непоседа, я же вам не перечислил, что мне марокканка наказала читать. Первое – «Парфюмер» Зюскинда; ага, хорошо, спасибо, почитал, еще раз спасибо, у вас трёхслойная бумага? Номер три – «Алхимика» Коэлью. Знаю, знаю. Но видать, незакрытые гештальты где-то в конфликте с незаполненными лакунами. Решу вопрос в районе июля, когда будет +38, и я буду лежать и стонать на полу в гостиной, где висит единственный на квартиру кондиционер (не спрашивайте). А начинкой у этого спорного бутерброда оказался, вот так номер, сам Эрленд Лу. И его некогда крайне популярная книга "Наивно. Супер". Я, кстати, не имел ни малейшего понятия чего там наивно и почему это супер. И даже не планировал в ближайшее время узнавать. Но оказия, как ей принято, возникла случайно и из ниоткуда.

Был погожий, выходной день. У меня выдался час спокойной неги, и чтобы не растрачивать его зазря, я решил предать свой разум литературным богам. Ленина под рукой не было (я читаю Ленина, об этом будет ниже), да и слава богу - я уже был близок к тому, чтобы начать прижимать его пухлые торцы к раскалённой плите. Но почитать то захотелось, есть же. Причем прямо на середине "Лакричной пиццы" - доброй, ностальгической картины из одной недружественной страны. Ну ладно, что же, я себе отказывать в таком буду? Открыл майбук, начал листать список. Помычал, похныкал. И тут, не вру, двумя ногами с разбега в мое поле зрения залетает, ну вы уже сами поняли кто. Эрленд. А я такой, а знаешь, что, Эрленд, да не вопрос, сколько там? 260 майбук страничек. Мальчик мой, это вопрос полутора часов. Забегая наперед, за полтора часа я не управился. Я сделал это быстрее, брезгливо бросив читать примерно на 71% своего прогресса. Готов аргументировать.

«Наивно. Супер» - это не книга. Это не литературное произведение. Это ничто. Знаете, есть такой жанр в музыке - IDM - так вот зачастую это одиноко гудящая нота, парящая в воздухе, изредка разбавляемая звуком, как кто-то гладит урчащую кошку. Причем таких композиций в заявленном жанре достаточно много, в самом своем разнообразии нот и кошек. Но вот в чем цимес - далеко не каждый подобный черный квадрат попадает в музей, мы все это знаем, ровно так же не каждый набор нот и звуков является музыкой. И уж совсем далеко не каждый набор нот и звуков является хорошей музыкой. Я специально привожу в качестве примера музыкальный жанр, который максимально открыт для творческих экспериментов. Форма и содержание в оном зачастую принимают поистине ошеломляющие конфигурации. И многие поклонники уже прекрасно знают, у кого какие кошки. Так вот. Набор слов, букв и списков (а это вообще как зачем и меня сейчас стошнит) Эрленда Лу - это ни в коем случае не литература. Не литературное произведение. Это та статистически допустимая нашим несправедливым миром аномалия, которая зазвучала в ушах столь многих людей. Но Эрленд Лу обманщик. Когда боги литературы это поняли, они уничтожили все воспоминания о нем. И возможно всю Норвегию, просто, но всякий случай.

Мало того, что «Наивно. Супер» похож на записанный на коленке монолог Гришковца в Анапе 2003 года (грибочки, добрая жизнь, потянулся лениво, махровое полотенце, осень защекотала под коленкой), он еще безумно раздражает своей идиотичной формой. Не знаю, правда, кто сказал Эрленду Лу, что его роман (роман? это не роман, в нем от силы 20 000 знаков - это один абзац Ленина) заиграет новыми красками от перечисления разных предметов. Это, наверное, могло быть забавно в каком-нибудь флэшмобе тех же, гришковецких, лет. Но это так несерьезно и тошнотворно глупо. А эти вот врезки из недружественной Википедии про истинную длину секунды? Это уже что-то из творчества раннего Славы Сэ. Человека, который вел блог в ЖЖ (кто-то даже не знает уже что это), который потом опубликовали под настоящей обложкой на настоящей бумаге. Мамы и папы хихикали. Литературой все вышеперечисленное ни на одну секунду не стало. Может быть потому что, давайте поразмышляем, это не имеет с ней ничего общего?

Признаться, я ожидал от Эрленда Лу некого прото-Бакмана, противного до одури в своей милости и доброутверждаемости. Я думал, это вот примерно что-то именно эдакое – из серии «сварливый лысоватый мужчина жалуется на жизнь, но любит ее». Не очень смешно, читаешь быстро, забываешь содержание быстрее, чем нового Бэтмена. Но несмотря на свою готовность кривить оскомины, к такому уровню гротескной, абсурдной, но доброй бессмысленности я был не готов. Еще я не был готов к тому, что Эрленд Лу бесталанный как подоконник. И что «Наивно. Супер» - это реально какой-то случайный сборник "приколов" из жизни несмешного, не вызывающего эмоций персонажа, чье имя я даже не старался запомнить. Нейросети уже могут писать такие тексты примерно на 72%. Остальные 28% они просто побрезгают показать. Слышишь, марокканская чаровница, я прочитал вторую книгу из списка. Приди ко мне теперь ночью и очисть меня от скверны скандинавской. Боже, правда, это было так популярно в свое время. Правда, в те годы и Оксану Робски читали. Ладно, незачем лезть в этот ящик Пандоры. Поел крайне невкусно.

И да *начинаю мелко дрожать* это уже четвертая книга, которую я прочитал во время чтения "Пантократора солнечных пылинок" (ака биография Ленина Льва Данилкина). И хотя я себе же после третьей запретил отвлекаться, продержался я всего, внимание, 80 страниц. Из этих 80 страниц 730 было посвящено разбору одной из главных работ Владимира Ильича – «Материализм и эмпириокриоиоромнизм». Я до сих пор не понимаю *ножки начинают трусить* что и когда и кому я сделал плохо, чтобы меня так чудовищно пытали. Я знаю, многие из вас читают Ролана Барта на оригинале с 7-ми лет, но я нет. Мне *начинает дрожать нижняя губа* это и не так нужно было, если честно, я бы мог читать новых Поляринова, Сальникова, да хоть Ильдефонсе Фальконеса! *перехожу на крик* Еще 5 лет до 1917 года, сколько можно кататься по Европе, ты, лысый мужик, ну же, давай! Осталась еще половина. Я читал Сервантеса два месяца, это мой антирекорд. А, ну и Живаго тоже примерно столько. Точно будет новый (нервный срыв). Если я не побрызгаю туалетной водой пако рабан в свои глаза, по три раза в каждый *где-то вдалеке кто-то поет* засветится ярко портрет на стене. И, словно желая мне доброго дня, Ильич как живой поглядит на меня.

Читайте хорошие книги, берегите себя.

Ваш CoffeeT

Комментарии


Согласна! Я не была близко знакома с творчеством Славы Сэ и Гришковца, но в целом такой необработанный поток слов безо всякого смыслового наполнения мог более или менее свежо смотреться своей незамысловатостью и контрастом по отношению к более или менее традиционной литературе примерно на заре возникновения русского интернета. На опус ранга "ниспровергателей устоев" он ни в идейном, ни в стилистическом плане явно не тянет

У меня эта книга уверена отправилась на полку "Не дочитала".


Вы сформулировали гораздо лучше меня, спасибо! Согласен на 100%.