Больше рецензий

olastr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 июня 2013 г. 20:04

866

4

Вот вы говорите «мораль»... Или не говорите? Но кто-то же говорит. А ведь прежде, чем произносить это слово,  сначала нужно договориться, какая именно мораль подразумевается, какого царства-государства, какой эпохи-времени. Иначе может возникнуть тотальное непонимание, потому что никакой универсальной этики до сих пор не существует, и даже говоря об «общечеловеческих ценностях», каждый подразумевает что-то свое.

Так, например, в буддизме основной принцип «непричинение зла живому» и даже насекомых убивать непозволительно, а вот зороастризм предписывает каждому добропорядочному почитателю Ахура Мазды уничтожать «фрастра», то есть творения дэвовские, к коим относятся: насекомые, всяческие гады, ящерицы, жабы, волки и кочевники-дэвопоклонники. То есть буддист убил комара – и дырка в карме, а последователь Заратуштры прихлопнул жабу – и поднялся на ступеньку по лестнице, ведущей к богу, его молитвы теперь лучше слышны ушам Высочайшего и бессмертным Амешта Спента. Или сравнить с христианством, в котором сексуальные отношения Адама и Евы расцениваются как грехопадение, в зороастризме все с точностью до наоборот: коварный дэв  Ангро Маньхью пятьдесят лет отвращал первых людей Машйа и Машйои от совершения полового акта, но на большее сил у него не хватило. По истечении пятидесяти лет они все же разобрались, что к чему, совокупились и начали производить воинство Ахура Мазды.

Понятно, что достаточно трудно воспринимать религию и мифологию, так сильно отличающиеся от изначально заложенных в нас представлений («общечеловеческих»), что многие ее положения вызывают искреннее недоумение. Когда я прочла первую книгу по зороастризму, то была слегка шокирована тем, насколько мои ожидания оказались обманутыми. Я жаждала высоких истин в ницшеанском духе, а получила свод правил о том, что делать с обрезанными ногтями и остриженными волосами, как вести себя – мужчины, пропустите следующие несколько слов – во время менструаций, как правильно очищать ритуальные предметы при помощи коровьей мочи, и как завязывать пояс кусти перед молитвой – очень полезные советы, но совершенно out of date (просроченные, то бишь).

Книга Ивана Вадимовича Рака хороша тем, что представляет собой попытку реконструкции зороастрийской мифологии по многочисленным источникам, написанным на разных языках в разное  время, и, по моему мнению, результат очень даже неплох. Автору удалось создать единое полотно, что было непросто, некоторые сюжеты ему приходилось собирать по разрозненным крупицам, сличать противоречащие толкования специалистов. Понятно, что нельзя считать представленную версию мифологии истиной в последней инстанции, но в качестве популярного издания, имеющего целью донести основные идеи религии Заратуштры до читателя-непрофессионала, работа очень хороша. Книга прекрасно скомпонована: исторический раздел вынесен в предисловие; каждый мифологический сюжет снабжен внутритекстовым авторским комментарием; к изданию приложены карты, словарь имен и основных понятий, картинки, позволяющие дополнить прочитанное визуальным рядом.

Оценка четыре, собственно, относится не к изданию, его я считаю просто превосходным в своей нише, а к содержанию, которое меня, в конечном счете, утомило.  Я и раньше подозревала, что иранский дуализм самый дуалистичный в мире, эта книга еще раз это подтверждает: бескомпромиссная борьба Добра со Злом до последней капли крови. Только черное и белое – никаких полутонов, никакого прощения врагам, грешникам и оступившимся. Мне тягостно такое мировоззрение.

Рецензия на книгу И.В. Рака "Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм)" - www.ostrel.ru

Комментарии


Вот в точку! Восприятие зороастризма сильно подпортил Ницше, а еще до него - древние греки, которые писали про всяких там магических магов. :) Когда впервые в Европе опубликовали Авесту, вышел знатный скандал - научная общественность брызгала слюной и требовала разоблачить подделку. Ну не мог же тот самый Зороастр/Заратуштра проповедовать такое! Лет 50 понадобилось, чтобы попривыкли и начали изучать, как нормальный исторический источник.

А мне, кстати, зороастризм как раз нравится своей... не знаю, какое подобрать слово... жаждой жизни? Никаких постов, ешьте, что хотите - для совершения добрых дел нужны силы. Любите друг друга и размножайтесь с удовольствием - будет больше последователей добра. :) Ну, это, конечно, очень утрированно. :))

По поводу просроченности и бескомпромиссности не соглашусь. По первому пункту - потому что ритуал - он и есть ритуал, что сейчас, что тыщи лет назад. Точно так же можно назвать просроченным празднование Пасхи христианами. А по второму пункту - зороастризм отнюдь не предполагает "до последней капли крови". В Авесте, к примеру, много говорится о том, что с врагами можно и нужно заключать договора, а нарушение договора даже с иноверцем - грех.


Я когда писала про тебя вспоминала, думала: что-то Настя скажет))) Тема-то твоя. Да, я пожалуй, утрирую немного, мне просто как-то не в настроение эта книга легла. Плодитесь, ага, размножайтесь, и имейте ввиду, что если не размножились, то молитв ваших наверху не слышат. То есть выбора никакого.

В то же время я прекрасно понимаю, что зороастризм одна из самых древних религий этического толка и все эти ритуалы, связанные с ногтями-зубами-кровью-покойниками, абсолютно обычны для тех времен.


Против своей темы не попрёшь, ты права. :))

Вот, кстати, чего-чего, а свободы выбора в зороастризме хватает. Не помню, есть ли в этом издании легенда о том, как Ахура Мазда на небесах спрашивает каждую душу, желает ли она присоединиться к нему или нет. И душа сама выбирает.
Другой вопрос, что любая религия имеет набор установок, следование которым обязательно. Тут уж что зороастризм, что христианство, что какое-нибудь местное верование Папуа-Новой Гвинеи. А современному человеку, конечно, сложно примириться с тем, что его жизнь должна составлять череду ритуалов.


и сравнить с христианством, в котором сексуальные отношения Адама и Евы расцениваются как грехопадение, в зороастризме все с точностью до наоборот: коварный дэв Ангро Маньхью пятьдесят лет отвращал первых людей Машйа и Машйои от совершения полового акта, но на большее сил у него не хватило.- это где в Библии оно расценивается как грехопадение интимные отношения Адама и Евы?

, в буддизме основной принцип «непричинение зла живому» и даже насекомых убивать непозволительно,-это вы с джайнизмом спутали. Буддисты даже мясо кушают многие.


это где в Библии оно расценивается как грехопадение интимные отношения Адама и Евы?


В Библии, может, и не расценивается, но в последующем богословии это мнение довольно распространенное. В раннем христианстве был идеал целомудрия, и, в целом, половые отношения всегда считались делом стыдным и грешным. Разве нет?

в буддизме основной принцип «непричинение зла живому» и даже насекомых убивать непозволительно,-это вы с джайнизмом спутали. Буддисты даже мясо кушают многие.


Я знаю, что будисты кушают мясо, тем не менее, я не спутала ничего. В джайнизме эта идея доведена до абсурда, они даже ходить боятся, чтобы кого-нибудь ненароком не раздавить. Но первый принцип буддизма также звучит как "непричинение вреда живым существам". Другое дело, что теория расходится с практикой, так это везде так.


но в последующем богословии это мнение довольно распространенное. В раннем христианстве был идеал целомудрия, и, в целом, половые отношения всегда считались делом стыдным и грешным. Разве нет?- а можно ссылку на богословов хоть?
Да нет, я не знаю такого, чтобы стыдным и грешным. "Ложе непорочно" писал Апостол Павел. Целомудрие происходило из идеи того, что Духовное выше Тела. И поэтому лучше себя посвящать полностью Богу и даже не жениться.

Я думал буддизм учит, в 4х правила, что Мир есть страдание. Это первая истина Будды.


То, что Вы называете четырьмя правилами - это четыре благородные истны, база буддизма, в вольном пересказе
- жизнь - есть страдание
- страдание возникает от стремления удовлетворять потребности
- выход из страдания - отказ от удовлетворения потребностей
- средство для этого - восьмеричный (срединный) путь.

Но кроме этой базы есть правила, в чем-то схожие с заповедями христианства, и первое из них то, о котором я уже говорила - "непричинение зла живым существам".

-


А можно узнать где они есть? Знаю 8миричный путь Будды.


Восьмеричный путь Будды - это и есть срединный путь, о котором говорится в четвертой благородной истине.
Не знаю, читаете ли Вы по английски, если да, то можете посмотреть здесь:
http://www.fivethousandyears.org/component/content/article/81-dhamma-articles/85.html
Это сайт буддийского центра при Ват Пхра Тхат Дой Сутхеп в Таиланде.
Там указаны 10 принципов, но это для медитирующих, для мирян же обязательны первые пять, на всякий случай перевожу:
1. Воздерживаться от причинения вреда живым существам.
2. Воздерживаться от присвоения того, что "не дадено" (по просту - не красть).
3. Воздерживаться от неправильного сексуального поведения.
4. Воздерживаться от лживых речей.
5. Воздерживаться от употребления алкоголя и наркотических веществ.


Ольга, а вы нашли подтверждение слов А. Назаретяна:
«Говоря о Заратуштре, то и дело приходится использовать выражение "впервые". До него не существовало общего представления о Добре и Зле как вселенских началах, о борьбе между ними и перспективе окончательной победы Добра над Злом, об имманентной способности каждого человека различать доброе и злое и необходимости активно участвовать в утверждении нравственных идеалов, о свободе индивидуального выбора и ответственности за свой выбор... Исследователи отмечают, что впервые в лице Заратуштры человек дорос до критического отношения к сложившимся традициям, и им был сделан по существу первый шаг от всевластия внеличностных мифологических форм мышления к мышлению личностно ориентированному.
От Заратуштры ведут начало образы Бога и Дьявола, рая, ада и даже чистилища (в виде узкого моста над пропастью, по которому способна пройти, не сорвавшись, только праведная душа). От его ближайших сподвижников, не дождавшихся наступления Божьего царства при жизни Учителя,— образы Второго пришествия и Страшного Суда, и даже — детали особенно поражают — Матери-девственницы, от которой через 3 тысячи лет после ухода Отца должен родиться Сын Заратуштры..»


Я не могу сказать, что мое представление о зороастризме сложилось только по этой книге, потому что я до этого уже читала парочку, но именно это издание, в котором множество источников хорошо систематизировано, дает очень объемную картину. И невозможно не заметить, как много зороастризм дал и иудаизму, и христианству, и исламу. Заратуштра пришел слишком рано, поэтому его учение очень затемнено языческими элементами, без которых люди не смогли бы его воспринимать. "Впервые" - это верно.