Больше рецензий

30 апреля 2022 г. 15:45

938

3 Пустой идол

Байрон, конечно, мастер метафор и аллегорий. Поэма буквально пестрит ироничными:



Могу сказать, что «дичь» встречаю я
В любом высоком обществе, друзья.

циничными:



Не спорю, дворянин на фонаре
Способствует и о и просвещенью

мрачными:



Мне только ликантропия
Понятна: люди все по пустякам
Легко уподобляются волкам.

до боли правдивыми цитатами:



«Да будет свет! – господь провогласил,
«Да будет кровь! – провозгласили люди!

Вот только, что же до самого сюжета, до главного героя.
Может быть я пал жертвой своего воображения, но мне при имени Дон Жуан представлялся герой-романтик, не обремененный моральными нормами, соблазнитель, похититель женских сердец, всегда готовый на любую авантюру. В поэме же Дон Жуан не то чтобы другой, он никакой. Он пассивный наблюдатель. Его любовные успехи – это заслуга его красоты. Сам он по крайней мере активно никого не соблазняет. Девушки сходят по не с ума, а он просто даёт им право быть с ним. Его подвиги скорее дело обстоятельств. Да, он храбр, он силен, он смекалист, но ему плевать за что сражаться и с кем, у него нет идеалов, нет целей.
Особенно это удручает на контрасте с другими героями Байрона. Каин бунтовщик, в нем чувствуется страсть, сила, отчаяние, которые приводят его к гибели. Манфред – полный горечи и сожалений, но в тоже время горделивый персонаж, который с вызовом встречает свою судьбу. А кто такой Дон Жуан? Он баловень судьбы, которому всё дается легко. Он не сражается со судьбой, он просто плывет по течению. Скучно.
Конечно, ключевой момент здесь, что поэма так и не была дописана. Байрон обещал в последней песне, расставить все точки над i, но не сложилось, может поэтому получилось так как получилось.

5 пустых идолов из 10.