Больше рецензий

2 мая 2022 г. 10:36

368

4

Сегодня я расскажу вам о книге Ольги Славниковой «Прыжок в длину». Тем, кто любит только книги для отдыха, эту читать не рекомендуется, да, я думаю, и не получится. Книга трудная, книга серьёзная, по верхам не прочитаешь. Ни сюжет, ни язык не даст вам расслабиться.

Читая книгу, у меня возникало ощущение, что читаешь русскую классику, что-то вроде Достоевского, Толстого, но на новый лад, о современности. Книга очень взрослая, не в том смысле, что вам встретятся интимные сцены и мат, нет, а в том смысле, что с кондачка её не возьмёшь. Тут надо потрудиться умом и душой. Одним словом–серьёзная литература, фундаментальная.

Олег Ведерников с детства чувствовал внутри себя нечто, что тянет его в полёт, в воздух. Он всё время бегал, прыгал и не мог усидеть. На молодого спортсмена возлагают большие надежды, он заявлен на чемпионат Европы! Однажды, по пути домой, он спасает ребёнка из-под колёс машины, совершив свой рекордный прыжок. Тренер долго потом ходил около того места и не мог поверить в такой результат. Мальчик спасён, а ног нет. «Не делай добра–не получишь зла!». В данном случае всё очень буквально.

Долгие годы Олег оказывается во власти депрессии, апатии, он борется с внутренними демонами. Но не менее опасным демоном в жизни Олега становится спасённый мальчик. Он взрослеет, проникает в жизнь Олега, и всё больше становится понятно, что это не тот человек, ради которого стоило портить себе жизнь, но кто же знал. Женечка, а потом Ведерников его будет называть про себя негодяйчик, делал много того, за что становится стыдно, а кроме этого, он обладал какой-то магической способностью ломать жизнь всем, кто с ним соприкасался. Не раз возникали ситуации подобно тем, что случились с Олегом. Люди бросаются спасать, помогать Женечке, а в результате с ним всё хорошо, а люди портят себе жизнь.

Роман пропитан каким-то всепоглощающий трагизмом, меланхолией, повествование происходит с небольшими проблесками слабых лучиков радости, и мне показалось, что концовка придумана киношно. Автор закольцевала сюжет, повторила тот трагический для Олега день, но уже с жирной злоутверждающей точкой. Зачем? Зачем губить героя после долгой трудной дороги к любви и счастью? Чтобы мы прочитали крупными буквами мысль «от судьбы не уйдёшь»? Реализм... Очень по-русски, я бы сказала, наша литература любит трагизм.

Язык книги очень масштабный. В романе много распространённых предложений, где густым лесом колосятся метафоры, сравнения, эпитеты. Бывало, что мне приходилось возвращаться к началу предложения и начинать сначала, чтобы уловить смысл, вникнуть в образ, схватить суть. Читать эту книгу, как работать. Она очень реальна по эмоциям, она дышит человеческим горем больше, чем радостью, а это угнетает. Я рада, что читала эту книгу, она меняет фокус зрения, но я рада, что наконец-то её прочитала, скинула её угнетающее воздействие.

Не боитесь такой литературы? Тогда читайте и получайте удовольствие!

Источник