Больше рецензий

3 мая 2022 г. 12:40

327

4

Судьба Лени Рифеншталь - это судьба Германии. Непростое начало, восхождение к успеху, триумф, затем поражение, упадок и новое возрождение.

Я бы разделил мемуары на следующие части:

1. Интересы юности.
Изначально Лени мечтала стать танцовщицей. И стала, вопреки мнению властного отца. Благодаря танцам она становится актрисой и, может, так бы ей и осталась, режиссером она стала случайно. Но серия событий делает выбор за нее. Эта часть книги будет интересна прежде всего тем, кто любит европейское и немецкое кино 20-х, в книге множество биографических справок о людях, с которыми сводит ее судьба, например, Марлен Дитрих, с которой она живет в одном доме.

2. Гитлер и ко.
Позже она признается, что написать мемуары ее вынудило именно постоянное столкновение со шлейфом ее сотрудничества с нацистами. Для меня это была самая интересная часть книги. Лени удалось поучаствовать во многих исторических событиях. Даже была невольным (или вольным) передаточным звеном между Муссолини и Гитлером в деле аншлюса Австрии.
Здесь мы узнаем немного о Гитлере как об обычном человеке, трагедии его личной жизни и любви. Я охотно верю Лени, что не было у них с Гитлером ничего. Как и с Геббельсом, хотя последний был очень настойчив. И не верю в то, что при первом знакомстве с Гитлером Лени стала выражать несогласие с расовой теорией. Вот прям молодую девушку это так могло волновать. Тем более, что себя она описывает крайне аполитичной персоной.
Не верю, что любовь партийных боссов приносила в ее жизнь только проблемы. Она вскользь упоминает о доме, личном мерседесе и прислуге. А в самое трудное для страны время - период с 1941 - она, кажется, вообще занимается только своим здоровьем, и ждет писем от своего очередного любимого с фронта.
В период нацизма она для всех и становится той Рифеншталь, про которую будут упоминать многие годы спустя благодаря ее знаменитым художественным документалкам и тому же нацизму.
Всего не упомянешь, но в этой части книги очень много любопытных деталей.

3. "Культура отмены".
Модный ныне термин. Возник далеко не сегодня. В двуличном западном обществе всегда было модно кого-нибудь ненавидеть. Сначала евреев, потом нацистов или тех, кого они считали таковыми, дальше арабов, сейчас русских. "Единому" западу все время нужно закрывать крышкой ненависти к кому-то свой кипящий котел противоречий. Находясь на относительно маленьком клочке суши они мутузили друг друга веками. И сейчас изображают единство и добродушие.
А тогда жители Европы аплодировали "Триумфу воли". Гитлером восхищались не только в Германии. "Аншлюс" был встречен австрийцами диким восторгом. В "Олимпии" мы видим зигующими многие сборные, в том числе Францию. Позже все бурно станут осуждать нацизм. Ведь они не такие. И больше всего Лени осуждали сами немцы.

Лени пришлось большую часть своей долгой жизни бороться с тенью своего "нацистского прошлого". Она не была членом партии. Она сотрудничала с режимом. Насколько добровольно - вопрос дискуссионный, скорее она испытывала симпатии к богемной жизни, к успеху, а не к самому режиму или тем более нацизму как таковому. И режим позволял вести ей эту жизнь.
Ну а кто не сотрудничал с режимом в то время? Мог ли существовать такой актер или режиссер? В конце книги есть небольшая рецензия одного критика (уж не помню какого). Так он утверждал, что не сотрудничать можно, например уехать. Конечно, несогласным всегда нужно уезжать, представьте себе картину: на выборах ваша партия проигрывает получив 49% и вот все, кто за нее голосовал берут чемоданчики и уезжают. Ну а как же, иначе будут сотрудничать с режимом. Возмущает меня не то, что ее преследовали, а то, что преследовать надо было даже не каждого второго немца (и не только немца), а каждого первого!
Вот некоторые персоны:
Герберт фон Караян - дирижер, член НСДАП, любимец Геббельса, можно сказать придворный музыкант режима, после войны спокойно продолжал музыкальную деятельность, автор оригинальной аранжировки "Оды Радости" Бетховена, которая стала гимном Евросоюза.
Марика Рёкк - актриса, любимица Гитлера, снялась во многих фильмах "режима", в том числе вполне пропагандистких, после войны продолжила карьеру, снималась во многих фильмах.
Людвиг Эрхард - второй канцлер ФРГ, только в 1942 у него возникли разногласия с режимом и он вынужден был оставить должность заместителя директора института, а если бы не возникли?
Вот Эйнштейн уехал. Только он уехал, потому что был евреем и оставаться было смертельно. А был бы немцем, глядишь и разногласий бы не возникло.
Мне вообще кажется, что исключая ковровые бомбордировки англосаксов немцы в основной своей массе отделались легким испугом. Все они как и Лени твердили, что про концлагеря не знали, а соседи-евреи исчезли потому, что были предателями, ну или могли ими стать, кто их там разберет. На скамье подсудимых оказались только уж самые крупные шишки. Множество военных оказалось как бы вообще не при чем, они воевали по приказу, а так им противно было убивать. У них возможности уехать видимо не было. А сколько их было рядовых нацистов и им симпатизирующих?! Но они же не виноваты, не разобрались просто. За что их судить?

4. Нуба.
То, что Рифентшаль в душе не разделяла расовой теории подтверждает хотя бы то, что вторую половину жизни она провела в тесной связи с Африкой и местными чернокожими племенами. Особенно она подружилась с племенами Нуба. Здесь она стала фотографом. Здесь она наблюдала как за какие-то 10-15 лет вековая жизнь этих племен изменилась: суданские власти стали заставлять носить их одежду, менялся быт. В этих изменениях есть и толика вины самой Лени. Когда ты вторгаешься в некое закрытое сообщество, оно перестает быть закрытым. Ну и реклама всей этой патриархальной жизни Нуба на страницах мировых журналов тожде сыграла свою роль, приманив туристов и, по сути, вынудив Нуба выманивать у них деньги. Но прогресс сложно остановить, не было бы Лени, был бы кто-то другой.
В этой части отчетливо раскрывается личность Лени, судя по многим ее поступкам можно сказать, что при всех ее талантах она была не слишком умна. Плохо разбиралась в людях. В первую очередь в мужчинах. По ее словам, они все время ее предавали, бросали. Была ли тут ее вина? Ответ остается за кадром.
Всю оставшуюся жизнь Рифеншталь продолжала бороться с прошлым и строить свое будущее фотографа. К концу книги вечные проблемы с отказами по причине того, что она когда-то сделала начали изматывать даже меня :).
--------------------------------------------------------------

Лени Рифеншаль прожила насыщенную и очень долгую жизнь. Когда она в 80 начала писать мемуары, то сказала, что бросила бы, знай, что они отнимут у нее 5 лет. Знала бы она, что проживет еще 20!
Самое интересное, что не так уже много она и сняла, так что до сих пор непонятен ее успех и зависть конкурентов. И кто знает, может быть без нацистов она и стала бы известной всем Лени Рифеншталь.