Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 мая 2022 г. 14:10

217

3.5 Иллюстрированный путеводитель по искусству: сборник фактов и домыслов в потрясающей обёртке?

Занятная книга с красивым оформлением, у которой есть свои достоинства и недостатки. Расскажу о специфических особенностях текста. 1. Своеобразный выбор художников, модельеров, скульпторов, дизайнеров, ювелиров, декораторов и других деятелей искусства. Большая часть уделена живописи. Есть как известные личности, так и те, кто долго оставался в тени времени: Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн, Клод Моне, Энди Уорхол, Фрида Кало, Анри Матисс и др.. Заметна и некоторая религиозность автора, которая прослеживается во многих главах, отсылках к библейским сюжетам. 2. Отсутствие чёткой хронологии, непоследовательность материала. Может рассказываться о смерти, затем о жизни. Текст выворачивает наизнанку всё, соткан из разрозненных фактов, взятых из различных книг, фильмов и даже сомнительных источников. Есть байки, сплетни, легенды и другие непроверенные события, из-за чего при прочтении испытываешь долю скептиса. 3. Эмоционально-окрашенные слова и субъективность суждений. Анастасия Постригай по-своему интерпретирует образы из картин, домысливает сюжеты, ищет потайные смыслы, которых могло и не быть. В разных местах основным словом является "возможно", поэтому не стоит принимать некоторые вещи всерьёз. Понимание творений может не совпадать с вашим личным видением и замыслом автора. Из-за этого содержание воспринимается больше как беллетристика и эссе на тему культуры и искусства. Но довольно интересно было прочесть о предыстории написания картин, какие события легли в основу творений. 4. Простой, понятный язык, стиль далёк от научного, было ощущение, что кто-то знакомый рассказывает рядом истории из жизни художников на современный лад: о создании картин, о натурщицах, меценатах, благодетелях, спонсорах, заказчиках, о странных выходках, о личной жизни и любви, о путешествиях и т.д.. Иногда напоминает дневниковые записи с откровениями. Понравилось, что советуются книги и фильмы. 5. Нет биографий с привычной структурой, передаются творческие годы и то в форме выжимок. Иногда не хватает деталей. В принципе очень похоже на сборку постов, пересказов, статей. Касательно картин и инсталляций, раскрывается символизм образов, непонятных обычному человеку, отмечается то, что не заметишь с первого взгляда. Анализируются элементы задних и передних планов, цвета. 6. Радуют экскурсы в историческое прошлое, но вызывают недоумение повторы. Местами довольно странно было видеть отсутствие сокращённых инициалов, понятно, что нам даётся полное имя и фамилия ближе к началу глав, но иногда в тексте используется и чисто фамилия. 7. Отсутствие указания конкретных страниц из книг, откуда взяты цитаты, очень настораживает. Кроме того, нет чёткой подачи материала, приходится возвращаться от одной части текста к другой, чтобы соединить направления и их ключевые черты. Было бы удобнее видеть сноски с пояснениями и внятными определениями. Если вы читали книги из серии level one, поймёте, что я имею ввиду. 8. Ещё больше смущает то, с какой лёгкостью в одном абзаце соединяются различные течения, вольные рассуждения. Например, автор не боится говорить сразу об импрессионизме, постимпрессионизме, кубизме. Некоторые направления буквально перемешаны, перечисляются мельком, что уж говорить построении целостной картины.

По итогу: порекомендую прочесть, если вы уже имеете представление о некоторых живописцах, литературных кружках, поэтах и т.д., иначе в голове будет просто каша. Кое-где описано быстро и схематично, отдельными штрихами, где-то, наоборот, больше. Без каких-либо ссылок и доказательств чему-то верится с трудом. Книга по-своему учит понимать искусство, и в целом за введение в мир живописи, скульптуры, архитектуры, хочется поблагодарить автора. Но, к сожалению, текст тянет больше на краткий путеводитель или каталог, направления раскрыты поверхностно. Что-то придётся искать самостоятельно. Тем, кто уже знает достаточно много, будет неинтересно, но и совсем новичкам не посоветуешь.