Больше рецензий

28 мая 2022 г. 21:29

3K

5 Загадочный бестселлер

Роман начинается интригующей фразой:



«Начиная с 11 сентября 1855 года, весь судейский персонал Шато-ле-Шателе был заинтригован таинственным делом, имевшим широкий общественный резонанс. Делом об отравлении фермера Комбределя».

Упоминание о таинственном убийстве в самом начале романа невольно наталкивает на мысль, что перед нами детектив. Но Жюль Мари обманывает ожидания читателей. Убийцу находят довольно быстро, уже в конце четвертой главы. Оказывается, богатого фермера отравила жена. Несчастная женщина молчит на допросах. У нее есть своя тайна, и она слишком верит во французское правосудие, которое обязательно во всем разберется.
А читатель уже меняет свое мнение и квалифицирует произведение как криминальный роман о поисках настоящего преступника. А еще невольно задается вопросом, а о чем роман, ведь впереди еще около пятидесяти глав. Но в конце первой части французский писатель предлагает читателям новый, неожиданный сюжетный поворот. Что если судебный эксперт допустил ошибку в своем диагнозе? Что если он был не прав и фермер Комбредель был отравлен вовсе не мышьяком и совсем не женой? Но доктор понимает, что ошибся слишком поздно. Вердикт суда вынесен, палач уже вывел осужденную женщину на помост с гильотиной. Доктор не успевает добраться до места казни и остановить карающий нож. Как теперь ему жить дальше? Что делать если ты понимаешь, что совершил непоправимую ошибку?
Подобно тому, как казнь Эдит Томпсон стала толчком для детективных романов Энтони Беркли, желавшего показать всю несправедливость английского правосудия, призрачные основания для приговоров суда и ошибочность предварительного следствия. Жюль Мари стал одним из самых известных авторов, создававших истории о «судебных ошибках». Только французский писатель создавал своих романы почти на полвека раньше.
Жюль Мари был талантливым редактором, который за несколько лет сумел занять кресло редактора в провинциальной газете, а благодаря таланту и старанию получить предложение от одного из самых известных парижских журналов. Но талантливый редактор имел заветную мечту. Он хотел стать писателем, а потому ночами писал романы. Издание нескольких первых романов прошло незаметно. Тогда Мари обратил внимание на популярный в то время жанр «романы о жертве».
В этих историях авторы рассказывали о людях, попавших в неприятные истории, которых преследовали безжалостные кредиторы или богатые и влиятельные представители властных элит. Отцом этого жанра называют Александра Дюма описавшего историю графа Монте-Кристо. Человека потерявшего все, и ставшего на путь мести своим обидчикам.
Но если в романе Дюма потерявший все человек благодаря невероятному случаю получает богатство и власть, случай этот выглядит скорее как исключение, фантастика. Все хорошо понимают, что в жизни обычно все бывает наоборот. Что делать людям, которые действительно «влипли в историю» и имеют подобных фантастических возможностей, чтобы все исправить или всех наказать. Как им примириться с миром, как найти себя?
Эти вопросы волновали Жюля Мари, когда он взялся за роман о докторе Маделоре. Благо подобных сюжетов у французского писателя хватило почти на сто романов, ведь он наблюдал их в жизни. Одним из первых мест работы будущего писателя был полицейский участок, где Мари работал секретарем. Он должен был записывать допросы подозреваемых, вести протоколы следствия. А заодно собирал картотеку уголовных дел, которые впоследствии стали базой для многочисленных романов.
Но роман не детектив и не криминальная история о жертве и судебной ошибке, поскольку из него мы узнаем о любви двух молодых людей, которым судьбой предписано ненавидеть друг друга. Так неожиданно вплетается шекспировская тема.
Впрочем «Ошибка доктора Маделора» не детектив, не криминальная история о жертве и судебной ошибке, и вовсе не криминальная мелодрама, поскольку Жюль Мари в этом романе рассказывает о себе и своем первом боевом опыте, в печальной для французов войне 1870 года, когда Наполеон III подписал капитуляцию. Одна из частей романа полностью посвящена очень подробному и очень достоверному описанию этих событий. Печальному поражению, гнетущему ощущению плена и не очень веселым приключениям, связанным с бегством на родину.
Так что же такое роман «Ошибка доктора Маделора»? Литературоведы уверены, что это один из самых первых романов о жертве, где основой для драмы служит судебная ошибка. Но читатели не разделяю этого мнения, поскольку каждый находит в нем свою полюбившуюся ему сторону, может, поэтому роман и стал первым бестселлером Жюля Мари.

Ошибка доктора Маделора или успех Жюля Мари