Больше рецензий
3 июня 2022 г. 16:46
2K
4 Чужая душа – потёмки
РецензияИстория эта начинается со смерти. Гилберт Клендон – известный политический деятель – недавно похоронил жену. Несчастный случай, дорожное происшествие во всём виноваты. Так думает мистер Клендон, разбирая наследство, оставленное супругой. Анджела, всегда такая внимательная, и здесь ни о ком не забыла. Даже своей секретарше она оставила маленький подарок.
Дорогому мужу она завещала свои дневниковые заметки.
Вот и оставила ему дневник как его долю наследства. Это было единственное, чем они не делились, когда она была жива.
Однако у нас, у сторонних наблюдателей, почти сразу закрадывается сомнение, что дело не в несчастливом стечении обстоятельств. Не было ли какой-то скрытой причины? Что на самом деле случилось в тот роковой день с Анджелой?
Нет, не подумайте, это вовсе не детектив.
Вирджиния Вулф сделала небольшую, всего на каких-то 16 страниц, зарисовку о природе человеческих отношений, отсутствии взаимопонимания между близкими людьми, а также предложила тонко поданный социальный комментарий.
Клендон, как несложно догадаться, многого не знал о своей супруге. Жить бок о бок с человеком – не значит понимать, чем он дышит, что чувствует и что у него в голове.
Признания, которые Анджела делала дневнику, поразят мужа. Ему казалось, что он знает жену, он всегда старался быть благожелательным. Клендон не ожидал такого удара по самооценке. При этом в тексте присутствует намёк, почему так могло произойти. Анджела, возможно, начала чувствовать, что она и её проблемы не интересны Клендону, который занят своей карьерой.
Ему легче вспомнить речь, которую он произнёс на обеде у лорд-мэра, чем вечер с женой.
Впрочем, самовлюблённость Клендона проявляется и в его разговоре с секретарём жены, уже после безвременной кончины последней.
Рассказ высвечивает не только присущую многим тенденцию зацикливаться на себе и не замечать ограниченность собственного восприятия, но и привычку некоторых представителей высших классов игнорировать окружающих и смотреть на них свысока.
Для Клендона тот факт, что кто-то здоровается за руку с горничной, не проявление обычного дружелюбия, а способ определить социальный статус и навесить ярлык.
Справедливости ради, надо добавить, что реакция его жены на этот поступок, по всей вероятности, была идентичной.
Финал отчасти предсказуем, а сама история несколько банальна, но это не помешало моему положительному восприятию.
История также поднимает актуальный в разные времена вопрос, стоит ли избавляться от иллюзий и узнавать правду, когда уже ничего нельзя исправить?
Ветка комментариев
Я так понял, что жена решила так отомстить мужу, обвинив его в своей смерти. Может быть стоило показать дневник при жизни?
Даже дважды наказать. Во-первых, умереть, а во-вторых, обвинить в этом мужа
Но вполне возможно, что внутренний мир жены был совершенно безразличен и не интересен мужу. И что удар по самооценке подкосил его даже больше, чем сама утрата супруги. Очень уж хрупкой оказалась эта самооценка. А у кого хрупкое и уязвимое эго? У нарциссов, в частности. Ой, что-то я на всё уже смотрю сквозь призму нарциссизма. ) Но надо всё-таки прочитать рассказ.
О, это очень даже возможно. Тем более когда читаешь о том, что утрата супруги не мешала ему любоваться своим отражением в зеркале, ну так, мимоходом...
Ух ты! А этот факт уже напомнил и мне когда-то обсуждаемую "Улыбку Джоконды". )
Ещё я помню, что это ты нам открыла "Улыбку Джоконды" своей увлекательной рецензией :)
манит меня эта улыбка...
Может быть и стоило, но тогда бы ей, вероятно, пришлось изменить привычную ей жизнь... а может быть и не пришлось. В итоге она выбрала одновременно лёгкий и сложный путь.
Вижу, что у меня получилось немного запутать в отзыве. Не сказала бы, что она обвиняла мужа, просто хотела, чтобы он наконец узнал... В этом я могу её понять. Думаю, что многим, если не осознанно, то в глубине сознания, хочется говорить правду и не скрывать своих чувств (даже иногда посмертно, как в этой истории). Люди - всё же не лицемеры по своей природе.
Женя, твой комментарий почему-то напомнил мне "Улыбку Джоконды" Хаксли, которую мы как-то здесь обсуждали)
Зачем? Если она уже умерла.
У мертвых нет чувств. Но иногда им хочется отомстить.
Если она говорила обо всём этом при жизни, а муж не слушал, то это одно дело. Тогда понятно. Ему будет легче понять, что она при жизни имела в виду.
Но если она всю жизнь молчала, и только после смерти решила рассказать, как ей было плохо с ним, то на мой взгляд это непорядочно по отношению к человеку, которого ты (вроде бы) любила.
Когда она этого хотела, она была ещё жива.
Там всё несколько сложнее. Вначале она действительно любила мужа... Динамику развития их отношений как раз отражает дневник.
Имя мужа фигурирует на многих его страницах, постепенно начинает убывать.
Мне кажется, "непорядочно" - не совсем то слово. Скорее, ей не хватало смелости. Вероятно, сказывалась привычка... Хотя героиня по-своему смелая.
P.S. Сейчас пыталась загрузить рецензию на книгу Виктора Клемперера, но что-то не получилось. Попозже попробую. Сайт продолжает глючить(