Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июня 2022 г. 16:46

2K

4 Чужая душа – потёмки

История эта начинается со смерти. Гилберт Клендон – известный политический деятель – недавно похоронил жену. Несчастный случай, дорожное происшествие во всём виноваты. Так думает мистер Клендон, разбирая наследство, оставленное супругой. Анджела, всегда такая внимательная, и здесь ни о ком не забыла. Даже своей секретарше она оставила маленький подарок.
Дорогому мужу она завещала свои дневниковые заметки.



Вот и оставила ему дневник как его долю наследства. Это было единственное, чем они не делились, когда она была жива.

Однако у нас, у сторонних наблюдателей, почти сразу закрадывается сомнение, что дело не в несчастливом стечении обстоятельств. Не было ли какой-то скрытой причины? Что на самом деле случилось в тот роковой день с Анджелой?
Нет, не подумайте, это вовсе не детектив.
Вирджиния Вулф сделала небольшую, всего на каких-то 16 страниц, зарисовку о природе человеческих отношений, отсутствии взаимопонимания между близкими людьми, а также предложила тонко поданный социальный комментарий.

Клендон, как несложно догадаться, многого не знал о своей супруге. Жить бок о бок с человеком – не значит понимать, чем он дышит, что чувствует и что у него в голове.
Признания, которые Анджела делала дневнику, поразят мужа. Ему казалось, что он знает жену, он всегда старался быть благожелательным. Клендон не ожидал такого удара по самооценке. При этом в тексте присутствует намёк, почему так могло произойти. Анджела, возможно, начала чувствовать, что она и её проблемы не интересны Клендону, который занят своей карьерой.
Ему легче вспомнить речь, которую он произнёс на обеде у лорд-мэра, чем вечер с женой.
Впрочем, самовлюблённость Клендона проявляется и в его разговоре с секретарём жены, уже после безвременной кончины последней.

Рассказ высвечивает не только присущую многим тенденцию зацикливаться на себе и не замечать ограниченность собственного восприятия, но и привычку некоторых представителей высших классов игнорировать окружающих и смотреть на них свысока.
Для Клендона тот факт, что кто-то здоровается за руку с горничной, не проявление обычного дружелюбия, а способ определить социальный статус и навесить ярлык.
Справедливости ради, надо добавить, что реакция его жены на этот поступок, по всей вероятности, была идентичной.

Финал отчасти предсказуем, а сама история несколько банальна, но это не помешало моему положительному восприятию.
История также поднимает актуальный в разные времена вопрос, стоит ли избавляться от иллюзий и узнавать правду, когда уже ничего нельзя исправить?

Ветка комментариев


Рада узнать, что вы прочитали рассказ. Интересно, насколько бы вы его оценили)



кто на вопрос "а в чем сегодня ваша вторая половина одета?" ответит, что он как-то не заметил

А мне понравилась такая характеристика мужа... ёмкая :) Но, возможно, так было не всегда. Там ведь имя мужа постепенно начинает исчезать со страниц дневника. Такой тонкий намёк на толстые обстоятельства.
Интересно про склонность к подобного рода концовкам... У Вулф мне ещё запомнилось эссе "Своя комната".

Спасибо за комментарий)


Творчество Вульф мне не близко сейчас. Когда-то весьма даже ничего себе думала...но потом прошла эта полоса.  "Комнату" и читала,и смотрела вроде, если не путаю. У нее такое настроение, пронизывающее наверное все произведения, какое-то чуть скрытое вежливой улыбкой уныние. Так бы я сказала и если читатель попадает в это настроение, то ему в самый раз произведение, если же нет, то не оказывает такого впечатления. Еще я ее читала в переводе, может в оригинале по-другому. Для некоторых писателей это определяющий фактор.


У меня давно в планах "Орландо", но пока совсем не тянет за него браться...
Читала "Миссис Дэлоуэй". В целом понравился поток сознания, но не так, чтобы очень.



если читатель попадает в это настроение, то ему в самый раз произведение, если же нет, то не оказывает такого впечатления

Согласна про настроение... Я почему-то (немного не в тему) вспомнила Томаса Манна и его "Волшебную гору". Когда я читала этот роман, у меня несколько раз возникала мысль про настроение и попадание в ритм автора. Мне тогда думалось, что в зависимости от этого впечатление может кардинально отличаться.


Да, я думаю тоже самое. По-моему большинство оценок на сайте и почти везде с этим связано. В резонансе с настроением произведения, то нравится, и наоборот. Даже нельзя сказать, что это сугубо субъективизм. Если и он, то большинство тогда грешит этим. Что-то даже прочитаешь через год-два и совсем другое впечатление. Особенно произведения сильно эмоционально заряженные, где героя бросает из огня да в полымя, вот на них сильный эмоциональный отклик читателя. Кому-то сильно нравится, у кого-то сильнейшее неприятие. Вульф мне показалась в тренде своего времени. Там какая-то эпоха была нехватки смысла бытия и кто-то уходил в суету, а кто-то не мог найти чего-то настоящего, что бы стало для него якорем. Она сама, как пример сказанному, пошла ко дну.


Если и он, то большинство тогда грешит этим. Что-то даже прочитаешь через год-два и совсем другое впечатление.

Да. Поэтому, наверное, некоторые когда-то понравившиеся вещи лучше не перечитывать. Вдруг впечатление испортится?)
И ещё думаю, что если, начав читать, мы чувствуем, что никак не попадаем в резонанс с произведением, то можно не дочитывать. Столько есть разных книг...


Тоже так думаю. Изначально понятно для нас книга или нет.