Больше рецензий

Victorica

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июня 2022 г. 19:19

443

4

Неожиданно, очень хорошая книга, хотя, прочитав в аннотации про разоблачение реакционной сущности различных религиозных организаций, уродующих судьбы молодежи, у меня появилось множество сомнений и мысли о том, что сейчас начнется очередная пропаганда. Но нет, очевидный талант автора вывел на передний план гораздо более важные мысли, чем просто критика церковных организаций. Милосердие и благотворительность - именно вокруг этих очень сложных и многоуровневых понятий строится весь сюжет, именно они поворачиваются читателю то одной, то другой своей гранью, оценить их проявления подчас невероятно сложно. Сестрам Луции и Тале предстоит хлебнуть людского милосердия и казенной, формальной благотворительности до самого дна. Равнодушие "ясной пани", приютившей на лето обездоленных девочек в своем огромном поместье и ясно раз и навсегда показавшей им их место в жизни; черствость и формализм чиновников; извращенная изобретательность богатой модной пани, придумавшей "клуб молодых полек" для "досуга и отдыха" девушек из рабочей среды. Все они считали, что совершают большое благое дело, достойное бесконечной преданности и благодарности тех, кого они так облагодетельствовали, тех, кому не нужно образования и квалифицированной работы, кому тяжкий животный труд пойдет на пользу характеру, а религиозная брошюрка смягчит дурной своевольный нрав, кому самое место после работы заниматься всякой пошлой лабудой в грязной тошной комнатенке. Роллечек пишет очень колко, едко, дерзко и эта пропасть между дворцами и хибарами у нее получается очень живой. Последняя, самая большая часть книги, где мать отправляет Талю на попечение монахинь, сильно отличается от двух предыдущих, в которых речь шла не о милосердии, а о жестокости, самодурстве, и о стремлении утвердиться и возвысится за счет слабых, безгласных и бесправных. Да, в монастыре жесткие порядки, тяжкая работа, холодно и голодно, сестры суровы, настоятельница лицемерна, а воспитанницы воруют еду, грызутся между собой и подставляют друг друга. Но в этом нет вины монастыря или сестер - страшна сама жизнь предвоенной Польши, в которой приюты живут лишь на подаяние, а родители, доведенные до края нищетой и безработицей, вынуждены отправлять туда своих детей.