Больше рецензий

Halepushka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 августа 2013 г. 22:04

19

1

Бывают книги для детей, которые написаны просто и незамысловато, но при этом учат очень важным вещам и помогают справляться с возрастными кризисами. Так вот, перед вами НЕ такая книга! Что касается простоты формы, то здесь никаких сюрпризов - текст доступный, понятный, местами даже примитивный, что можно было бы и простить, но бог ты мой, содержание...
Книга рассказывает о проблемах в семье двенадцатилетней девочки Тальи. Формулировка проблемы крайне невнятна - родители стали все чаще ссориться, мама грозится уйти из семьи. Несколько глав написано с точки зрения родителей, но взрослого подхода к проблеме мы там не находим, всё то же неопределенное "плохо" глазами ребенка. Не стоило в таком случае и пытаться смотреть с разных сторон, взрослая перспектива откровенно не удалась, её просто нет. Уже в середине повести читатель получает крохи информации о том, что причиной конфликта стали нереализованные амбиции матери, которая хотела заниматься наукой и не нашла поддержки у близких. Промелькнул один-единственный раз, исчезнув после этого навсегда, в воспоминаниях матери какой-то мужчина-коллега, который понимал её и с которым ей было интересно. Видимо, автор предпочла не углубляться в скользкую тему связей на стороне... Для автора суть проблемы сводится к тому, что люди ссорятся, и это плохо - они ранят друг друга словом, а если бы они научились использовать слова правильно, все тотчас бы помирились...
Главная героиня в этой ситуации как-то раз не выдерживает и срывается, грубит матери и говорит, что её не любит. Тогда мать уходит, а девочка пребывает в уверенности, что это произошло по её вине. И никто даже не пытается Талью в этом разуверить! В мире, созданном автором, это действительно вина девочки, и девочке теперь с этим жить и пытаться всё исправить, а вину свою загладить. Автор, простите великодушно, но это антипедагогично, под каким углом ни смотри. Судя по всему, автор в свое время пыталась смотреть на проблему распавшихся браков под разными углами: есть в этой книге и другой персонаж, Пабло, про которого говорят:

— Это не его вина. В детстве он настрадался и привык думать в первую очередь о себе.
— Только о себе. Если твои родители разошлись, это еще не значит, что нужно на всю жизнь остаться свиньей. Мои родители тоже развелись вскоре после моего рождения, но я ведь не такая.


Вторую реплику, между прочим, произносит Йоланда, которая позже своим поведением доказывает обратное - она такая же, махровая эгоистка.
Почему-то для автора быть жертвой и быть эгоистом - одно и то же. Например, вот:

Перед ним вставали сцены, когда он использовал слова вместо ножа, намеренно стараясь причинить боль людям, которые им дорожили, хотели помочь, поделиться всем чем угодно. Но он не был готов принять их дружбу, поскольку после исчезновения из его жизни родителей считал себя жертвой, а значит, был вправе отыгрываться на любом, кто протягивал ему руку, причинять страдания всем вокруг, заставлять расплачиваться за то, что с ним произошло, ни в чем не повинных людей.


А дальше начнутся чудеса... Да вот только мир чудес автор построила крайне небрежно и неудачно. В отчаяньи девочка встречает неизвестного старика, который посылает её в сказочное "Хранилище ужасных слов" - заброшенное здание в неблагополучном районе. И хотя Талья научена не брать сладости у чужих, старику она все-таки верит и отправляется по указанному адресу, мысленно допуская при этом, что там её могут ждать сообщники злоумышленника... Какого-то непонятного парня она встречает у самого входа, поначалу даже хочет сбежать, но вернуть маму - это так заманчиво. Девочка идет вперед, потому что верит в чудо.
Страшно представить себе ребенка в отчаянной ситуации, который прочел эту книжку и решил, что
а) проблемы родителей - его вина;
б) он должен исправить все чудесным образом;
в) можно больше не бояться обыкновенных объективных опасностей большого города, теперь каждый бродяга может стать проводником в страну чудес, а подозрительный парень из криминального района - другом и спутником.
И совсем уж провальный ход - разделение событий на "Там" и "Здесь" с таким обоснованием: девочка попала в аварию и лежит в коме. 8 месяцев в коме, а тем временем безутешные родители над её неподвижным телом мирятся, пересматривают свои отношения и пытаются наладить контакт. Автор, вы когда-нибудь задумывались о том, что дети склонны многие вещи понимать буквально? Это ведь почти прямое подстрекательство пойти и сделать себе плохо, чтоб объединить родителей в больнице! А к тому же не забываем, что ребенок ведь виноват - значит, поделом, так ему и надо! Вряд ли автор хотел сказать именно это. Но по небрежности как раз это и сказал. Или вот, тоже симптоматичная цитата:

Если бы папа подарил ей на Рождество мобильный, как у всех девчонок, она могла бы позвонить и сказать, где находится, чтобы в случае чего ее можно было найти. Но отец никогда о ней не думал и вообще не думал ни о чем, кроме своей работы да еще споров, которые в последнее время они с мамой вели постоянно.


Какой вывод из этого сделает наивный неискушенный читатель младше 12 лет? Если отец не подарил мобилку, то он вообще о ребенке не думает. Замечательный вывод!
Я намеренно не комментировала события в Хранилище слов - там-то автору удалось высказаться более-менее удачно, это лучшая часть книги, а говорится в ней о том, что я уже написала и подчеркнула выше.
Итог: задумка "пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я", а то, что из этого получилось - "назло бабушке отморожу уши".
Берегите детей от таких книг!