Больше рецензий

7 июля 2022 г. 11:10

16

5

Всем известно выражение «Главное, чтобы человек был хороший». И мне кажется, что произносится оно часто с иронией, а зря. Книга Анны Гавальды "35 кило надежды» начинается со слов, которые неприятно царапают в душе:
«Я ненавижу школу.
Ненавижу её пуще всего на свете.
Нет, даже ещё сильней...
Она испортила мне всю жизнь».

Согласитесь, читать такое печально. Можно, конечно, подсыпать дровишек в в костёр обсуждения современной школы, но это написано не про нашу школу, это написано в 2002 году, события происходят во Франции.

Печально, но часто это факт, что, как говорит главный герой книги Грегуар, «тогда, в детстве, я всех любил и думал, что меня тоже все любят», но потом началась школа, а «всё чему учат в школе, для меня китайская грамота. В одно ухо влетает, в другое вылетает». Знакомая картина. Проблема оказалась распространённой: проблема с концентрацией внимания. И на этом любовь близких как бы заканчивается. Начинаются проблемы не только для этого маленького мальчика, но и для всей семьи: скандалы, скандалы, скандалы. Притом что родителей мальчик любит, они его тоже, но вот эта зависимость любви от успеваемости очень мешала. Грегуар действительно начал учиться будучи маленьким. Я практически ничего не знаю о системе образования во Франции, но в книге написано, что он пошёл в школу с 3,5 лет, а потом оставался пару раз на второй год, но даже это не помогало.

Грегуар сам признаёт, что он не приспособлен ни для учёбы, ни для спорта, больше всего он приспособлен для того, чтобы что-то мастерить руками. Он любил это, у него здорово получалось. Мари, одна из немногих педагогов, которая его чувствовала и понимала, а Грегуар тянулся к ней, написала в характеристике: «У этого мальчика голова как решето, золотые руки и большущее сердце. Если постараться, из него выйдет толк».

На протяжении книги мальчик сам о себе говорит, что он хлюпик, растяпа, ходячее недоразумение, неуклюжий, согласен быть дежурным клоуном–хоть какое-то положительное внимание. Но он достаточно терпелив и оптимистичен. Сам себя уговаривает такими словами: «Ну ладно, нельзя же всё на свете брать в голову, на что-то можно и наплевать, иначе и свихнуться недолго».

Самым близким и родным человеком для Грегуара был его дед. Он любил бывать в гостях у дедушки и бабушки, а особенно любил бывать в дедовом закутке–сараюшке в углу сада, где дед столярничал, мастерил, пилил, клеил. Если от запаха школы Грегуара мутило, то в любимый закуток он бегал специально не только помогать и разговаривать с дедом, но и просто понюхать ароматы мастерской.

Дед был очень мудрым человеком. Мне очень понравилось, как он объяснял внуку, что его проблема решится, на примере сказки про зайца и черепаху, которые поспорили и собрались бежать наперегонки. Дед Леон говорил: «Вот видишь, малыш, никто и гроша ломаного не поставил бы на эту несчастную, уж больно медленно она ползла... И всё-таки она пришла первой... А знаешь почему? Потому что черепашка была молодец, упорная и трудолюбивая. Ты ведь тоже такой, Грегуар...».

Но дед не просто поддерживал внука во всём без оглядки и оберегал его слепой любовью. Нет. Ведь внук не был лентяем, он был трудолюбивый, всегда помогал. Но когда его опять оставили на второй год, дед рассердился: «В общем так, на деда Леона можешь больше не рассчитывать. Я люблю самостоятельных людей, которые умеют добиваться своих целей, понятно? Терпеть не могу лодырей, которые только и знают, что жаловаться, и вдобавок вылетают из школы за плохое поведение.... Вот что я скажу дружок: несчастным быть куда легче, чем быть счастливым, а я не люблю... людей, которые ищут лёгких путей. Не выношу нытиков! Будь счастливым, чёрт побери! Делай что-нибудь, чтобы быть счастливым!».

Грегуар, по идее деда, был отправлен в пансион. Мальчик расстроился, обиделся, удивился. Но дед объяснил, что так будет лучше, потому что дома обстановка стала невыносимой и родители, как сказал дед, «тебе совсем дышать не дают». Подходящий пансион было трудно выбрать, ведь мальчик очень плохо учился. Но он сам выбрал по рекламным проспектам тот, где дети работали в теплицах, мастерили что-то, т.е. работали руками, а не глупо улыбались, сидя за партами. По совету деда он написал письмо директору и... был принят. Интересно, что когда он знакомился с обитателями пансиона, его спросили, почему он здесь? На что Грегуар ответил, что его больше никуда не принимают. Он говорит в беседе: «В школе для дураков сказали, что я плохо влияю на остальных учеников». После этих слов все однозначно приняли его, сказав «Наш человек!». А учитель по труду даже обращался к нему за советом, такой он был рукастый и ловкий.

К сожалению, дед, самый любимый и близкий для Грегуара человек, очень сильно заболел, к нему даже не пускали родных. У мальчика опускаются руки, он очень переживает, волнуется. Ему ничего не хотелось. Но потом он вспомнил, как дед его поддерживал, и решил, что должен сдержать обещание и оправдать ожидания деда. Он много трудился, преодолевал себя и всё ради деда. Однажды он даже забрался по канту до самого верха! Никто этого не ожидал. С этого дня Грегуара как подменили. Он стал решительным, злым на работу, целеустремлённым. Но однажды ему позвонила мама и сказала, что деда хотят отключить от аппарата, что лечение не даёт результаты... После этого Грегуар просто на всё плюнул, но... Верьте в чудо!

Пример отношений деда и внука очень впечатляющий. У человека всегда должна быть поддержка, кто-то должен нас принимать и понимать, независимо от отметок, достижений. Нет, не потакать лени и нытью, а поддерживать то, что дано природой, ценить за особенность и личный талант, особые умения, пусть они даже не самые примечательные на первый взгляд. Книга о любви и преданности, о жизненном выборе, о том, что мечты, если сильно захотеть, могут сбыться.