Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июля 2022 г. 12:48

989

4

Я только одно знаю: человек не может быть никем другим, кроме как самим собой. Если разобраться, иного просто не дано.

Возвращение домой — невероятно многогранное название. Так много смысла для героев, живших в самые непростые годы XX века. Они рождаются и взрослеют в тихой гавани между Первой и Второй мировыми войнами, молодыми людьми встречают Вторую мировую войну и пытаются вернуться домой. Как в буквальном смысле, ведь война разметала героев между странами, разрушила привычный миропорядок и снова оказаться в родных краях — это уже счастье. Так и в переносном смысле, потому что все эти потрясения лишают равновесия, переворачивают представления о том, что важно и за что стоит держаться. Поэтому возвращение домой как возвращение к себе настоящему, на мой взгляд, не менее важная часть пути героев.

Розамунда Пилчер — женщина невероятной судьбы. Будучи более известной как писательница женской прозы, в самом целомудренном смысле, она намного больше, чем её романы. Писательница выросла в семье военного, сама прошла обучение и отправилась на военную службу в Индию во время Второй мировой войны. А после войны вышла замуж и оказалась в Шотландии, растила там четверых детей и десятилетиями, до того, как к ней пришел успех, писала романы. Которые, по опыту уже прочитанного, отличаются традиционным для английских романов неторопливым повествованием, а также окутаны фирменным уютом и надеждой. Потому что даже когда у героев всё плохо ты не перестаешь верить в то, что в конце всё так или иначе будет успешно. От её историй не стоит ждать быстрой и динамичной смены сюжета, горячих сцен и драматичных финалов. Зато можно быть уверенным, что Пилчер знает о чем пишет, ведь она сама прошла и через годы войны, и через службу, и через жизнь в сельских уголках Англии и Шотландии. А значит будет душевно и правдоподобно.

И от ремарки про правдоподобность сразу хочется перейти к роману, о котором, собственно, и идет речь —Возвращение домой. Когда я перед прочтением проглядывала рецензии меня зацепила фраза о том, что всё у главной героини чрезмерно легко и оптимистично, без каких-либо потрясений и тяжелых событий. Причем зацепила настолько, что я серьезно раздумывала хочу ли я сейчас читать что-то настолько легковесное. И что же я могу сказать после прочтения? Видимо легкость в глазах смотрящего.
Потому что, несмотря на легкий слог, сам сюжет я совсем не назову легким. Неоднократно за время чтения я примеряла происходившее с героиней на себя и не переставала поражаться тому, сколько же главной героине - Джудит пришлось вынести.

Знакомимся мы с Джудит, когда ей 14 лет. Первые 10 лет она прожила с родителями в Коломбо, после чего вместе с матерью и новорожденной сестренкой была отправлена в Англию. И вот спустя 4 года отец вызывает супругу с младшей дочерью обратно, а Джудит должна остаться в Англии в частной школе и увидится с семьей не раньше, чем через 4 года. При этом даже в момент отъезда очевидно, что ответственность за женскую часть семьи несет скорее рассудительная девочка, чем её растерянная происходящим мать. А впереди будут ещё долгие годы самостоятельности и много везения, которое скрасит одиночество. Тут и адвокат, опекающий девушку, и директриса школы, заботящаяся о ней, а также тетя Бидди и дядя Боб. А кроме того Кэрри-Льюисы, семья её подруги по новой школе, которая принимает девочку как родную (кроме нескольких жизненно важных моментов, которые, зато четко указывают на то, что семья всегда на первом месте). Казалось бы, всё хорошо, но если вдуматься в то, что придется пережить девушке легким и незатейливым её взросление назвать язык не повернется. Тут и домогательство с залезанием под юбку (14-летнему ребенку) в кинотеатре, которое оставит неизгладимый след в психике Джудит на долгие годы. И разлука с родными, которая не может не накладывать отпечаток на характер. А впереди, кроме множества радостных событий, ещё будет достаточно жестокое расставание с первой любовью, которое для меня фактически выглядит как опять-таки использование невинного и неопытного почти ребенка. Потом годы войны, потери близких и ещё одно жестокое расставание. Поэтому силе характера героине, которая не замыкается в себе, хранит веру в людей и готова всегда поддержать тех, кто рядом и нуждается в ней вызывает восхищение.

Не меньше сопереживать себе заставляют и второстепенные герои. Кто-то из них возвращается с войны с жестоким посттравматическим расстройством, кто-то погибает, а кто-то в порыве отчаяния и юношеского максимализма перекраивает свою жизнь, чтобы справиться с болью, или теряет своих детей на войне, страшнее чего, наверное, вообще мало что может быть.
Причем все герои, даже мелькающие в романе совсем на заднем плане, прописаны так, что у тебя не вызывает сомнений то, что вот этот герой мог поступить именно так. Пусть даже читателю эти поступки кажутся опрометчивыми и безрассудными или наоборот излишне филантропическими, но на деле это как раз то, чего Пилчер заставляет ожидать от этого конкретного героя.

Этот роман о том, что всё может быть хорошо даже если было очень плохо. А также о том, что всегда стоит искать дорогу к той части себя, которую кажется уже потерял и верить в то, что светлые дни ещё настанут. Теперь очень хочется посмотреть экранизацию, а кроме того, сделать себе на будущее пометку, что в непростые времена всегда можно обратиться к книгам Розамунды Пилчер. Пусть там не будет быстрого темпа и ошеломляющих поворотов, зато там определенно будет душевно. А это ведь как раз то, чего иногда так не хватает.

Комментарии


Стоит книга на полке и ждет своего часа. Очень люблю романы Пилчер.


Мне нравится, что после них очень легкое ощущение остается. Я мало читала, но каждый раз с удовольствием. Хочу теперь два романа, которые с летом в названии.


Я покупаю все вышедшие в "Азбуке". Но читала пока не всё, 4 книги только)