Больше рецензий
12 июля 2022 г. 18:51
4K
0 Индивид в толпе
РецензияДумаю, с чем бы сравнить мой опыт чтения этой работы? Представьте, вы пришли в магазин одежды. На первый взгляд, представленная линейка совершенно не в вашем вкусе. Но стоит немного покопаться, как вы находите хорошо сидящие и подходящие вам по стилю вещи. Вам хочется их приобрести и забрать с собой.
Это одна из тех книг, которым я не могу поставить оценку. Многое из того, что автор обсуждает в своей «Психологии масс» либо проблематично, либо устарело.
Однако это не мешает книге, написанной в конце позапрошлого столетия, оставаться познавательной и в наши дни. Многие наблюдения автора проницательны и актуальны.
Гюстав Лебон препарирует психологию масс и классифицирует толпы.
Он отличает простое скопище, которое состоит из разнородных индивидов, объединённых волей вождя, от толпы более высокого порядка. Последняя под влиянием ряда факторов приобрела схожие характеристики и «в конце концов образовала расу» со свойственными чертами.
Оба типа могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу.
Лебон делит организованную толпу на следующие категории:
A. Толпа
1. Анонимная (уличная толпа, например), разнородная.
2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т. д.).
B. Толпа
1. Секты (политические, религиозные и т. д.), однородная.
2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.).
3. Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).
Автор изучает поведение индивида в толпе и качества, которые обычно отличают вожаков.
Он часто приводит исторические примеры, иллюстрирующие роль толпы и шаблоны её поведения.
Главным образом упоминается Французская революция, что понятно, случай показательный. Реже времена Религиозных войн и Варфоломеевскую ночь. Книга часто отсылает читателя к Наполеону.
Также автор упоминает крестовые походы, используя при этом, что несколько странно сегодня, положительную коннотацию.
Один из тезисов гласит, что почти всегда индивид в толпе опускается ниже своего обычного интеллектуального уровня.
Согласно Лебону, деятельность толпы ниже деятельности отдельных личностей. Ум отдельных индивидов не играет значимой роли. В качестве доказательства он приводит парламентские собрания и решения присяжных судов.
Часто индивид в толпе опускается и ниже своего нравственного уровня, но это необязательно. Толпа способна на страшные преступления, в том числе и по тому, что в толпе нивелируется чувство ответственности. Толпа узаконивает преступления.
Однако массы людей могут совершать подвиги, если их на это вдохновить.
Лебон полагает, что толпы играли в истории как отрицательную,
так и положительную роль.
Толпа часто бывает преступна – это правда, но часто также она бывает героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рук неверных, или же, как в 1793 году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его-то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного.
Проблематичный аспект книги заключается в авторской концепции души расы.
От частого упоминания на страницах этой книги души расы, «узко ограничивающей размахи колебаний народа и управляющей случаем», у меня рябило в глазах.
Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу, ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшие свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы. Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем приобретения прочно организованной души раса может избавиться мало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства.
Согласно распространённым в то время представлениям, под расой, по всей вероятности, понимается народ. То есть автор полагает, что разные народы обладают разными культурными особенностями, представлениями об общественном устройстве и т. д.
Так, он противопоставляет англоцентричное и латинское мировосприятия.
Латинская толпа, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же или американская толпа не признает государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство, английская – за свободу.
Складывается впечатление, что автор видит причины этих различий в природе или наследственности представителей одного народа. Думаю, причины, скорее, социальные и образовательные.
Другой сомнительный аспект - это отношение к женщинам.
Автор не скрывает, что считает их низшими существами, не способными к анализу информации.
В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность и т. п., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как то: у женщин, дикарей и детей.
Можно было бы списать эти предрассудки на эпоху, но и сегодня они полностью не преодолены... Да, возможно, поэтому мне, как женщине, не очень понятна идея автора с расой, у которой есть душа и умственное строение. Но оставим расплывчатые формулировки и вернёмся к полезным идеям, развиваемым в книге.
Успешный лидер толпы часто следует в фарватере общественного мнения.
Ему или ей необходимо оценивать производимый на толпу эффект и подстраиваться под него, импровизировать.
Толпа мыслит образами. Рассуждения толпы часто основываются на ассоциациях.
В их основе может лежать какая-то высшая идея, которую толпа и её вожаки извратили. В некоторых случаях её могут начинить противоположным смыслом.
Откровенная нелепость высказываемых постулатов не мешает толпе принимать их на веру. Иногда даже помогает. Похожим образом дело обстоит и с монструозными преувеличениями. Страхи и иллюзии - эффективные инструменты управления толпой.
Обаяние играет существенную роль для достижения успеха у масс.
Автор справедливо различает приобретённое и личное обаяние.
Приобретённое обаяние определяется именем, богатством, репутацией, может совершенно не зависеть от личного обаяния.
Личное обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться и без них.
Приобретённое обаяние распространено гораздо больше личного.
Многие вожаки толпы обладали личным обаянием, которое позволило им подчинить себе массы.
Главное свойство обаяния именно и заключается в том, что оно не допускает видеть предметы в их настоящем виде и парализует всякие суждения. Толпа всегда, а индивиды – весьма часто нуждаются в готовых мнениях относительно всех предметов. Успех этих мнений совершенно не зависит от той частицы истины или заблуждения, которая в них заключается, а исключительно лишь от степени их обаяния.
Книга также затрагивает тему власти слов и вербальных формул.
Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: «демократия», «социализм», «равенство», «свобода» и т. д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл. Между тем в них, несомненно, заключается магическая сила, как будто на самом деле в них скрыто разрешение всех проблем. Они образуют синтез всех бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию.
Восприятие слов непостоянно. Одни и те же слова могут вызывать различные образы в разные эпохи.
P.S. Перед написанием этой рецензии бросила взгляд на предисловие к русскоязычному изданию книги. Оставаясь в рамках формального дискурса, я бы назвала его примером грубой манипуляции сознанием читателя.
#Нон-фикшн 2022
Комментарии
Существа... да уж.
Мужчины - не менее бывают импульсивны...
Сколько спонтанных драк на дорогах... в барах?
Не так прсмотрел, не уступил дорогу...
Все индивидуально и не зависит от пола.
А толпа... есть категория людей, которым нужно быть в стае... они и следуют за толпой, за общественным мнением и тд.
Конечно... поэтому я не могла не отметить абсурдно-уничижительные высказывания автора. И ведь далеко не он один так думал в то время, которое на самом деле было не так давно, в исторической перспективе уж точно.
Да... И снять ответственность это помогает.
Ты права, в некоторых страннэах, наверное до сих пор так...
И тут права, в точку!)
Во написала)))) страааа
Главное, что я тебя поняла)))
Определенно!)))
это доказывает твоя рецензия. А то, что многое устарело, ну можно сделать скидку на время написания. Ты, как мне показалось, ее сделала )
Пассаж про "женщин, дикарей и детей" (да, я залезла в цитаты) раздражает (мягко говоря)
Мне понравилось про обаяние лидеров.
И вот это
и
Достаточно посмотреть, кто это предисловие написал, чтобы узнать твое отношение.
Спасибо за классную рецензию, Ника! )
Да, это просто дикость какая-то, то есть сейчас именно автора подобного пассажа можно было бы назвать дикарём.
Не знаю почему вы так разнервничались.
Женщины же всё-таки первые в этом списке :)
То есть ты хочешь сказать, что женщины были первыми вовлечены в то, что можно назвать процессом инклюзии? А до этого основные права распространялись только на белых мужчин, желательно не бедных)) Это полезное дополнение, спасибо)
Может быть, мы бы так не отреагировали, если бы этот глубокомысленный пассаж относился к более ранней эпохе, а не практически к началу прошлого столетия...
Да, я тоже об этом подумала. Дикость, и притом неприкрытая.
Разумеется, я сделала скидку) Даже к слову раса, которое часто встречается в книге, постаралась отнестись нейтрально... но проблематичность некоторых моментов не могла не отметить. Один из них - тот самый пассаж. Особенно в свете последних мировых тенденций с правами женщин...
Да. Можно, наверное, и харизмой назвать то самое личное обаяние)
... констатирую, что я стала очень предсказуемой. Но, может, это и хорошо) Тем не менее в данном случае я опиралась только на то, что прочла в предисловии.
Кристина, тебе спасибо за комментарий!)
харизма - подходящее слово, и она либо есть, либо нет. Не приобретешь внешним блеском.
Может и хорошо. Но Ника, в своих рецензиях и выборе книг ты точно не ‘очень предсказуема’ :) например, видела у тебя в прочитанном ‘Мать Тьма’ Воннегута. Интересно, что скажешь, если скажешь )
Да, недавно прочла. Сильный роман, актуальный. Наверное, это и по названию понятно. Тьма побеждает в сознании индивидов, заглушает голос разума и слабые ростки эмпатии. Всему можно найти оправдание, делать вид, что ничего ужасного не происходит... до поры до времени.
Насчёт рецензии, если напишу, то позже. Сейчас у меня в планах на днях рецензия на книгу Хафнера "Некто Гитлер" (помнишь, мы как-то обсуждали под твоей рецензией). Потом перерыв.
Кристина, роман Курта Воннегута могу порекомендовать. Читать его эмоционально не очень тяжело.
:(
Помню, конечно. Жду рецензию
Возьму книгу на заметку, раз ты говоришь, что не очень тяжело читается. Я уже к ней присматривалась, но отложила.
Роман не длинный. Если решишь к нему обратиться, думаю, довольно быстро прочтёшь)
Я тоже рекомендую
Посмотрела, думала, ты писал рецензию на Воннегута. Но не нашла.
Это ещё в долайвлибовские времена было :)
Да, психология толпы – это особая реальность, отличающаяся от психологии личности. И даже цели толпы (как единого организма) порой очень сильно отличаются от индивидуальных целей составляющих её людей.
Встречаются, конечно, и эмоционально нейтральные толпы, как, например, в рассказе Чехова "Брожение умов", где толпу породили два человека, внимательно смотрящие в одну сторону. Толпа разрасталась постепенно, а к концу ни толпа, ни разгоняющие её представители власти ничего так и не узнали о причине происходящего. Кстати, американские психологи воспроизвели сюжет чеховского рассказа в эксперименте. Группы, включающие до 15 человек, останавливались на людной улице и в течение минуты смотрели в одном направлении. Оказалось, что чем многочисленнее "провоцирующая" группа, тем больше прохожих (до 40%!) к ней присоединяются и смотрят в ту же сторону.
Спасибо за интересную рецензию, Ника! )
это называется регулируемый пешеходный переход :)
Хорошая шутка :) А если ещё предположить, что светофор "завис", то они могут там долго простоять)
Да, это отмечается в этой книге. Правда, не так чётко, как ты сформулировала)
Очень любопытно. Надо прочитать этот рассказ Чехова и узнать про эмоционально нейтральные толпы. Спасибо за наводку)
Интересный социальный эксперимент. Видимо, эффект большинства сказывается. Раз столько людей куда-то всматриваются - значит это неспроста)
Людмила, тебе спасибо за внимание!)
а ещё были 250 миллионов человек, которые смотрели в светлое будущее. Это тоже считается?
... намёк на высказывание Владимира Буковского?
нет. Просто на наших родителей (или бабушек-дедушек), которые смотрели в 1980,2000 и т.д. и ждали когда достроится коммунизм
Да, я так и подумала, что ты об этом( Просто конкретная цифра смутила...
Не знаю, что лучше - оставаться всю жизнь с надеждой, что светлое будущее будет вскоре построено, или избавиться от иллюзий и смотреть в настоящее, стараясь адекватно оценивать прошлое... Наверное, кто-то только сейчас начинает избавляться от каких-то привычных иллюзий (ну, или представлений, чтобы не звучать категорично).
И я не знаю, что лучше.
прелесть какая
да, это интересно. Военные книги тому подтверждение. То, что солдат не осмеливается сделать один, он сделает в окружении братьев по оружию.
Спасибо, Ника.
Прочитал с большим интересом
На миру и смерть красна!
Да... И отношение к тому, что он сделает, может со временем меняться. В этой связи примечателен пример из этой книги с крестовыми походами.
Спасибо тебе за отклик, Женя!)
Кстати, заметила, что ты недавно прочитал несколько книг о войне.
Да, почитываю иногда.
Не все же чувство юмора развивать.