Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июля 2022 г. 18:51

4K

0 Индивид в толпе

Думаю, с чем бы сравнить мой опыт чтения этой работы? Представьте, вы пришли в магазин одежды. На первый взгляд, представленная линейка совершенно не в вашем вкусе. Но стоит немного покопаться, как вы находите хорошо сидящие и подходящие вам по стилю вещи. Вам хочется их приобрести и забрать с собой.

Это одна из тех книг, которым я не могу поставить оценку. Многое из того, что автор обсуждает в своей «Психологии масс» либо проблематично, либо устарело.
Однако это не мешает книге, написанной в конце позапрошлого столетия, оставаться познавательной и в наши дни. Многие наблюдения автора проницательны и актуальны.

Гюстав Лебон препарирует психологию масс и классифицирует толпы.
Он отличает простое скопище, которое состоит из разнородных индивидов, объединённых волей вождя, от толпы более высокого порядка. Последняя под влиянием ряда факторов приобрела схожие характеристики и «в конце концов образовала расу» со свойственными чертами.
Оба типа могут превращаться в организованную или одухотворенную толпу.
Лебон делит организованную толпу на следующие категории:
A. Толпа
1. Анонимная (уличная толпа, например), разнородная.
2. Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т. д.).
B. Толпа
1. Секты (политические, религиозные и т. д.), однородная.
2. Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.).
3. Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

Автор изучает поведение индивида в толпе и качества, которые обычно отличают вожаков.
Он часто приводит исторические примеры, иллюстрирующие роль толпы и шаблоны её поведения.
Главным образом упоминается Французская революция, что понятно, случай показательный. Реже времена Религиозных войн и Варфоломеевскую ночь. Книга часто отсылает читателя к Наполеону.
Также автор упоминает крестовые походы, используя при этом, что несколько странно сегодня, положительную коннотацию.

Один из тезисов гласит, что почти всегда индивид в толпе опускается ниже своего обычного интеллектуального уровня.
Согласно Лебону, деятельность толпы ниже деятельности отдельных личностей. Ум отдельных индивидов не играет значимой роли. В качестве доказательства он приводит парламентские собрания и решения присяжных судов.
Часто индивид в толпе опускается и ниже своего нравственного уровня, но это необязательно. Толпа способна на страшные преступления, в том числе и по тому, что в толпе нивелируется чувство ответственности. Толпа узаконивает преступления.
Однако массы людей могут совершать подвиги, если их на это вдохновить.
Лебон полагает, что толпы играли в истории как отрицательную,
так и положительную роль.



Толпа часто бывает преступна – это правда, но часто также она бывает героична. Толпа пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господен из рук неверных, или же, как в 1793 году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, но именно при его-то помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мировых списках их значилось бы весьма немного.

Проблематичный аспект книги заключается в авторской концепции души расы.
От частого упоминания на страницах этой книги души расы, «узко ограничивающей размахи колебаний народа и управляющей случаем», у меня рябило в глазах.



Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу, ограничивающую ее колебания. Надо признать основным законом, что низшие свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы. Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем приобретения прочно организованной души раса может избавиться мало-помалу от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства.

Согласно распространённым в то время представлениям, под расой, по всей вероятности, понимается народ. То есть автор полагает, что разные народы обладают разными культурными особенностями, представлениями об общественном устройстве и т. д.
Так, он противопоставляет англоцентричное и латинское мировосприятия.

Цитата
Латинская толпа, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства для реализации своих требований. Эта толпа всегда обнаруживает склонность к централизации и цезаризму. Английская же или американская толпа не признает государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Французская толпа больше всего стоит за равенство, английская – за свободу.
свернуть

Складывается впечатление, что автор видит причины этих различий в природе или наследственности представителей одного народа. Думаю, причины, скорее, социальные и образовательные.

Другой сомнительный аспект - это отношение к женщинам.
Автор не скрывает, что считает их низшими существами, не способными к анализу информации.

Цитата
В числе специальных свойств, характеризующих толпу, мы встречаем, например, такие: импульсивность, раздражительность, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждения и критики, преувеличенную чувствительность и т. п., которые наблюдаются у существ, принадлежащих к низшим формам эволюции, как то: у женщин, дикарей и детей.

свернуть

Можно было бы списать эти предрассудки на эпоху, но и сегодня они полностью не преодолены... Да, возможно, поэтому мне, как женщине, не очень понятна идея автора с расой, у которой есть душа и умственное строение. Но оставим расплывчатые формулировки и вернёмся к полезным идеям, развиваемым в книге.

Успешный лидер толпы часто следует в фарватере общественного мнения.
Ему или ей необходимо оценивать производимый на толпу эффект и подстраиваться под него, импровизировать.
Толпа мыслит образами. Рассуждения толпы часто основываются на ассоциациях.
В их основе может лежать какая-то высшая идея, которую толпа и её вожаки извратили. В некоторых случаях её могут начинить противоположным смыслом.
Откровенная нелепость высказываемых постулатов не мешает толпе принимать их на веру. Иногда даже помогает. Похожим образом дело обстоит и с монструозными преувеличениями. Страхи и иллюзии - эффективные инструменты управления толпой.

Обаяние играет существенную роль для достижения успеха у масс.
Автор справедливо различает приобретённое и личное обаяние.
Приобретённое обаяние определяется именем, богатством, репутацией, может совершенно не зависеть от личного обаяния.
Личное обаяние носит более индивидуальный характер и может существовать одновременно с репутацией, славой и богатством, но может обходиться и без них.
Приобретённое обаяние распространено гораздо больше личного.
Многие вожаки толпы обладали личным обаянием, которое позволило им подчинить себе массы.

Цитата
Главное свойство обаяния именно и заключается в том, что оно не допускает видеть предметы в их настоящем виде и парализует всякие суждения. Толпа всегда, а индивиды – весьма часто нуждаются в готовых мнениях относительно всех предметов. Успех этих мнений совершенно не зависит от той частицы истины или заблуждения, которая в них заключается, а исключительно лишь от степени их обаяния.

свернуть

Книга также затрагивает тему власти слов и вербальных формул.



Могущество слов находится в тесной связи с вызываемыми ими образами и совершенно не зависит от их реального смысла. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу. Таковы, например, термины: «демократия», «социализм», «равенство», «свобода» и т. д., до такой степени неопределенные, что даже в толстых томах не удается с точностью разъяснить их смысл. Между тем в них, несомненно, заключается магическая сила, как будто на самом деле в них скрыто разрешение всех проблем. Они образуют синтез всех бессознательных разнообразных стремлений и надежд на их реализацию.

Восприятие слов непостоянно. Одни и те же слова могут вызывать различные образы в разные эпохи.

P.S. Перед написанием этой рецензии бросила взгляд на предисловие к русскоязычному изданию книги. Оставаясь в рамках формального дискурса, я бы назвала его примером грубой манипуляции сознанием читателя.

#Нон-фикшн 2022

Комментарии


Существа... да уж.
Мужчины - не менее бывают импульсивны...
Сколько спонтанных драк на дорогах... в барах?
Не так прсмотрел, не уступил дорогу...
Все индивидуально и не зависит от пола.

А толпа... есть категория людей, которым нужно быть в стае... они и следуют за толпой, за общественным мнением и тд.


Все индивидуально и не зависит от пола.

Конечно... поэтому я не могла не отметить абсурдно-уничижительные высказывания автора. И ведь далеко не он один так думал в то время, которое на самом деле было не так давно, в исторической перспективе уж точно.



есть категория людей, которым нужно быть в стае...

Да... И снять ответственность это помогает.


Ты права, в некоторых страннэах, наверное до сих пор так...



снять ответственность это помогает.

И тут права, в точку!)


Во написала)))) страааа


Главное, что я тебя поняла)))


Определенно!)))


Многие наблюдения автора проницательны и актуальны.

это доказывает твоя рецензия. А то, что многое устарело, ну можно сделать скидку на время написания. Ты, как мне показалось, ее сделала )

Пассаж про "женщин, дикарей и детей" (да, я залезла в цитаты) раздражает (мягко говоря)

Мне понравилось про обаяние лидеров.

И вот это



В их основе может лежать какая-то высшая идея, которую толпа и её вожаки извратили.

и



Толпа мыслит образами


Оставаясь в рамках формального дискурса, я бы назвала его примером грубой манипуляции

Достаточно посмотреть, кто это предисловие написал, чтобы узнать твое отношение.

Спасибо за классную рецензию, Ника! )


Пассаж про "женщин, дикарей и детей" (да, я залезла в цитаты) раздражает (мягко говоря)

Да, это просто дикость какая-то, то есть сейчас именно автора подобного пассажа можно было бы назвать дикарём.


Не знаю почему вы так разнервничались.
Женщины же всё-таки первые в этом списке :)


Женщины же всё-таки первые в этом списке :)

То есть ты хочешь сказать, что женщины были первыми вовлечены в то, что можно назвать процессом инклюзии? А до этого основные права распространялись только на белых мужчин, желательно не бедных)) Это полезное дополнение, спасибо)

Может быть, мы бы так не отреагировали, если бы этот глубокомысленный пассаж относился к более ранней эпохе, а не практически к началу прошлого столетия...


Да, я тоже об этом подумала. Дикость, и притом неприкрытая.


есть категория людей, которым нужно быть в стае...

Разумеется, я сделала скидку) Даже к слову раса, которое часто встречается в книге, постаралась отнестись нейтрально... но проблематичность некоторых моментов не могла не отметить. Один из них - тот самый пассаж. Особенно в свете последних мировых тенденций с правами женщин...



Мне понравилось про обаяние лидеров.

Да. Можно, наверное, и харизмой назвать то самое личное обаяние)



кто это предисловие написал, чтобы узнать твое отношение.

... констатирую, что я стала очень предсказуемой. Но, может, это и хорошо) Тем не менее в данном случае я опиралась только на то, что прочла в предисловии.

Кристина, тебе спасибо за комментарий!)


и харизмой назвать то самое личное обаяние

харизма - подходящее слово, и она либо есть, либо нет. Не приобретешь внешним блеском.



я стала очень предсказуемой

Может и хорошо. Но Ника, в своих рецензиях и выборе книг ты точно не ‘очень предсказуема’ :) например, видела у тебя в прочитанном ‘Мать Тьма’ Воннегута. Интересно, что скажешь, если скажешь )


в прочитанном ‘Мать Тьма’ Воннегута.

Да, недавно прочла. Сильный роман, актуальный. Наверное, это и по названию понятно. Тьма побеждает в сознании индивидов, заглушает голос разума и слабые ростки эмпатии. Всему можно найти оправдание, делать вид, что ничего ужасного не происходит... до поры до времени.
Насчёт рецензии, если напишу, то позже. Сейчас у меня в планах на днях рецензия на книгу Хафнера "Некто Гитлер" (помнишь, мы как-то обсуждали под твоей рецензией). Потом перерыв.
Кристина, роман Курта Воннегута могу порекомендовать. Читать его эмоционально не очень тяжело.


:(



помнишь, мы как-то обсуждали под твоей рецензией)

Помню, конечно. Жду рецензию



роман Курта Воннегута могу порекомендовать

Возьму книгу на заметку, раз ты говоришь, что не очень тяжело читается. Я уже к ней присматривалась, но отложила.


Я уже к ней присматривалась, но отложила.

Роман не длинный. Если решишь к нему обратиться, думаю, довольно быстро прочтёшь)


Я тоже рекомендую


Посмотрела, думала, ты писал рецензию на Воннегута. Но не нашла.


Это ещё в долайвлибовские времена было :)


Да, психология толпы – это особая реальность, отличающаяся от психологии личности. И даже цели толпы (как единого организма) порой очень сильно отличаются от индивидуальных целей составляющих её людей.



Лебон полагает, что толпы играли в истории как отрицательную, так и положительную роль.

Встречаются, конечно, и эмоционально нейтральные толпы, как, например, в рассказе Чехова "Брожение умов", где толпу породили два человека, внимательно смотрящие в одну сторону. Толпа разрасталась постепенно, а к концу ни толпа, ни разгоняющие её представители власти ничего так и не узнали о причине происходящего. Кстати, американские психологи воспроизвели сюжет чеховского рассказа в эксперименте. Группы, включающие до 15 человек, останавливались на людной улице и в течение минуты смотрели в одном направлении. Оказалось, что чем многочисленнее "провоцирующая" группа, тем больше прохожих (до 40%!) к ней присоединяются и смотрят в ту же сторону.

Спасибо за интересную рецензию, Ника! )


Группы, включающие до 15 человек, останавливались на людной улице и в течение минуты смотрели в одном направлении.

это называется регулируемый пешеходный переход :)


Хорошая шутка :) А если ещё предположить, что светофор "завис", то они могут там долго простоять)


цели толпы (как единого организма) порой очень сильно отличаются от индивидуальных целей составляющих её людей.

Да, это отмечается в этой книге. Правда, не так чётко, как ты сформулировала)


в рассказе Чехова "Брожение умов", где толпу породили два человека, внимательно смотрящие в одну сторону.

Очень любопытно. Надо прочитать этот рассказ Чехова и узнать про эмоционально нейтральные толпы. Спасибо за наводку)


чем многочисленнее "провоцирующая" группа, тем больше прохожих (до 40%!) к ней присоединяются и смотрят в ту же сторону.

Интересный социальный эксперимент. Видимо, эффект большинства сказывается. Раз столько людей куда-то всматриваются - значит это неспроста)

Людмила, тебе спасибо за внимание!)


Видимо, эффект большинства сказывается. Раз столько людей куда-то всматриваются - значит это неспроста)

а ещё были 250 миллионов человек, которые смотрели в светлое будущее. Это тоже считается?


250 миллионов человек

... намёк на высказывание Владимира Буковского?


нет. Просто на наших родителей (или бабушек-дедушек), которые смотрели в 1980,2000 и т.д. и ждали когда достроится коммунизм


Да, я так и подумала, что ты об этом( Просто конкретная цифра смутила...
Не знаю, что лучше - оставаться всю жизнь с надеждой, что светлое будущее будет вскоре построено, или избавиться от иллюзий и смотреть в настоящее, стараясь адекватно оценивать прошлое... Наверное, кто-то только сейчас начинает избавляться от каких-то привычных иллюзий (ну, или представлений, чтобы не звучать категорично).


И я не знаю, что лучше.


В качестве доказательства он приводит парламентские собрания

прелесть какая



Однако массы людей могут совершать подвиги, если их на это вдохновить.

да, это интересно. Военные книги тому подтверждение. То, что солдат не осмеливается сделать один, он сделает в окружении братьев по оружию.
Спасибо, Ника.
Прочитал с большим интересом


То, что солдат не осмеливается сделать один, он сделает в окружении братьев по оружию.

На миру и смерть красна!


То, что солдат не осмеливается сделать один, он сделает в окружении братьев по оружию.

Да... И отношение к тому, что он сделает, может со временем меняться. В этой связи примечателен пример из этой книги с крестовыми походами.

Спасибо тебе за отклик, Женя!)


Военные книги тому подтверждение.

Кстати, заметила, что ты недавно прочитал несколько книг о войне.


Да, почитываю иногда.
Не все же чувство юмора развивать.