Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 июля 2022 г. 17:57

474

3.5 По воле рока так случилось, иль это нрав у нас таков....

Князя Михаила Волконского из века девятнадцатого Нину Соротокину из двадцатого объединяет не только прилипчивый лейбл "Дюма" (его называли русским Дюма, а ее - Дюма-мать). Связывает их еще и любовь к историческим приключениям времен восхождения на престол Елизаветы Петровны. И, если бы я не знала, что роман "Кольцо императрицы" написан в 1896, а "Трое из навигацкой школы" в - 1970-х, то я бы отметила, что Кольцо - есть бледная тень Гардемарин. А так скажу, что Кольцо их предтеча. Действующие исторические персонажи - Лесток, Бестужев, Шетарди, даже Елизавета на периферии - просто вставали перед глазами в потрясающем исполнении любимых актеров детства.
картинка Ptica_Alkonost
Суть сюжета в погружении иная, но общая канва соотвествует историческим приключениям - есть интрига, есть счастливый случай, есть верный друг, есть любовь настоящая, есть неприятель из равных, есть неприятель из тех, кто ниже, есть интриганы покрупнее, и во всем этом надобно разобраться с молодецкой удалью. Княжеско-авторский "прогиб" царствующим тогда еще Романовым ощущается невооруженным глазом, равно как и более однобокая логика в поступках и отношению к оным (у Соротокиной - честнее и объемней). Заметно также, что автор смотрит на мир со своей княжеской колокольни, сдабривая все романтизированным флером, но все же. Например, достаточно уделено внимания времяпровождению богатых полубездельников из дворянского сословья, все их "правила чести", жестокие шутки над более слабыми, детально описанные карточные посиделки, игры на "слабо", танцы, катания на санках и катке "назло" кому-то и иже с ними. Очень романтично описаны девушки на выданье, по сказочной традиции - одна некрасивая, но любимая матерью Дарья, а другая - несчастная нежная красавица Софьюшка. Причем поднята тема бедственного положения тех, кто тянется к богачам и светским обязательным развлечениям, при этом типичны и парадоксальны возможности благородного женского заработка (не прокачивать именьице, а тайком шить гладью и золотом) и "приличных" отношений в свете. Трогательно и наивно автор в нескольких сценах пытается показать контраст между Софьей и ее матерью, пытаясь выставить первую в максимально выгодном свете, а вторую наоборот. Но все же, главным действующим лицом сделаны не они, а молодой барчук, князь Косой, чей отец благополучно женился на французске и провел большую часть жизни в Париже, где не менее благополучно промотал состояние. Вернувшись в русскую провинцию "домотал" остальное и юноша, оставшись без отца, остался и без средств к существованию. Куда податься? Конечно в Петербург. И тут в дело вступает тот самый счастливый случай, который приведет к дружбе, любви и сказочному богатству. Проскочить совсем уж между каплями дождя нашему герою сразу не удастся, но в целом конечно он редкостный везунчик, особенно среди тогдашних акул истории. Кстати, интрига с бумагами (сразу вспомнилось знаменитое из фильма "Бумаги, шевалье!") , то есть с письмами тут тоже будет, ведь письма в ту эпоху были чрезвычайно важны и служили хорошим аргументом в политических и личных игрищах. И кольцо сыграет свою роль в сюжете, а история и источник получения богатства вообще сродни сериальеым традициям, хотя не верится, но настроение поднимает, на что автор видимо и рассчитывал. Знакомство с ним продолжу, а на выходных обязательно посмотрю Гардемаринов.

Прочитано в рамках Игры в классики