Больше рецензий

17 июля 2022 г. 16:05

159

4 О городе, наполнившемся кровью

Внимание! Не читать книгу и рецензию беременным и слабонервным, потому что тут есть контент 18+

Прежде чем рассказать о романе «Нанкинский реквием», я бы хотела поделиться определёнными мыслями, что я думаю, об авторе и что вообще за событие произошло в Нанкине, а главное, почему такая оценка.

Во-первых, Ха Цзинь как автор и просто как человек мне не понятен. Если почитать его биографию и покопаться в том каких он взглядов придерживается то он до мозга костей правительственный человек, иначе бы он не участвовал во всякого рода событиях и не пошёл бы на специальность которую все уважали. Но я искренне не понимаю, что собственно его побудило не возвращаться в Китай. Маленькая такая ремарочка, то, что происходило тогда на площади было конечно мало приятным зрелищем, однако во-первых это принесло изменения в законодательстве и очень многое что было запрещено было отменено, плюс государство извинилось официально за происходящее и выплатило компенсации семьям погибших и тем кто пострадал. Поэтому я не понимаю чем именно автор остался не доволен? Скорее он просто пафосно решил показать, что вот он такой крутой китаец который будет писать о Китае, живя в США. Это не моя выдумка, это то что есть в публичном доступе и это то что можно об этом человеке сказать. Кому он что доказывал, не понятно. Но уж если пошла такая петрушка, то в его творчестве нет ничего такого, что к примеру могло бы не понравится властям Китая, потому что тот же Мо Янь или Чжан И Моу делают вещи более провокационные и более злободневные, при этом пользуются уважением и почётом. Поэтому зачем Ха Цзинь всё это делал мне не ясно. Ради американских премий? Ради известности? Ну так Мо Янь, например, вообще имеет Нобелевскую премию и точно так же известен в мире, при этом никуда из страны он не сбегал.

И вдвойне странно после чтения этого романа у автора, потому что здесь как раз с большим уважением подана тема событий в Нанкине. Скажу сразу, частично здесь реальные события описаны, а частично это конечно выдуманные персонажи. Давайте разберёмся, что здесь собственно является правдой? Первое, то что в Период Республики реально существовали разные христианские миссии на территории Китая, большинство из которых были всё же не в Нанкине, а в Бейпине (Пекин) и Шанхае. Но это правда, потому что Китай стал больше развивать отношения с другими странами. Это правда, что христианские миссии строили учебные заведения для девушек и что в 20-х годах 20-го века девушки из знатных семей стали ездить в другие страны для получения образования. И естественно, правда, то, что в Нанкине творились настоящие ужасы.



«В декабре 1937 года, в ходе второй японо-китайской войны, солдатами Императорской армии Японии было убито множество мирных жителей Нанкина, тогдашней столицы Китайской Республики».

По новым находкам число жертв Нанкинской резни приближается к 500 тысячам человек, из которых только 40 тысяч были военными, а остальные являлись мирными жителями. Убивали всех и детей и стариков. Женщин просто насиловали, вот что об этом говорится в документах:



«Женщин часто похищали и затем подвергали групповым изнасилованиям. Часто сразу после изнасилования женщин убивали, нередко путём изощрённых издевательств или через засовывание в половые органы штыков, бутылок, бамбуковых палок и других предметов. Для детей исключения не делалось, преступники вспарывали их, чтобы совершить насилие».

Свидетелями этих преступлений стало не только местное население, но и американские миссионеры. И вот если бы не их свидетельские показания и найденная запись Джоном Магии, то возможно Японии это всё бы на трибунале и сошло с рук, потому что местное население по понятным причинам не хотело делиться подробностями. И вот как раз дневниковые записи миссии, фотографии и видеозапись стали как раз вещественными доказательствами тех зверств что происходили. Отдельно хочется сказать, что Япония не принесла извинений за случившееся, а те кто участвовал в этих зверствах не считали себя виноватыми, мотивируя тем, что это всего лишь война.

И речь в этой книге как раз пойдёт о тех миссионерах в Китае что стали свидетелями зверств японских солдат. Меня поражало то, что эти люди с одной стороны глупо надеялись на то, что их американские и зарубежные паспорта позволят им избежать ужасов войны, а с другой стороны совершали действительно героические вещи, отказываясь уезжать и стараясь помочь каждому. Чтобы вы понимали что за ужасы тут творились, и что здесь описывалось, приведу дневник Йона Рабе, который он вёл во время битвы за город и его оккупации японской армией, описаны многочисленные случаи жестокости японцев. Запись от 17 декабря:



«Двое японских солдат перебрались через стену и собирались вломиться в мой дом. Когда я показался, они сказали, что, якобы, видели, как стену перелезают двое китайских солдат. Когда я показал им партийный значок, они скрылись тем же способом. В одном из домов на узкой улице за стеной моего сада женщина была изнасилована, а затем ранена в шею штыком. Мне удалось вызвать скорую помощь, и мы отправили её в госпиталь… Говорят, что прошлой ночью около 1000 женщин и девушек были изнасилованы, около ста девочек в одном только колледже Цзиньлин… Не слышно ничего, кроме изнасилований. Если мужья или братья вступаются, их пристреливают. Все, что ты видишь и слышишь — это жестокость и зверства японских солдат».

Здесь же повествование идёт от лица женщины и всё это ещё более ужасно. К счастью для неё и её мужа - китайца всё закончилось хорошо, они остались в Китае и занимались педагогикой, но были и те женщины в миссии, кто совершал самоубийство спустя годы, потому что не могли избавиться от воспоминания прошлого.

Поэтому, если вы хотите прочесть этот роман, то вам однозначно потребуется крепкая психика. Я не могу сказать, что это мне понравилось, потому что весь этот ужас не может в принципе нравится. Но это было очень честно и прямолинейно описано. Единственное но, мне не особо понравилось лицо от которого шло повествование.

Прочитано в рамках "Killwish"