Больше рецензий

RomanKot

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июля 2022 г. 11:30

2K

5 Автору есть что сказать, а нам есть что у него почерпнуть.

Интерес к этой книге вызван именно личностью автора. Богдан Дземидок – доктор наук, преподаватель университета Мари Складовской-Кюри, преподавал в университете Беркли... Рецензируемою мной книгу написал в 83 года (сейчас ему –89 лет). Не часто попадается такой собеседник, правда? Вот и я решил не игнорировать, несмотря на собственную браваду, что, мол, знаю я всё об искусстве жизни:) Но, честно признавшись самому себе, что молод ещё, всё же купил книгу.

Что ж, уже первая глава « О важности отношения к жизни: оптимизм,пессимизм, реализм» радует своим содержанием. Конечно, всё, написанное там ты вроде знаешь, но, именно факт того, что эти знания подтверждаются реально пожилым профессором, тебя радует. Да и написано очень компактно, без «воды».

На основании второй главы «Мораль, нравственность и право как общественные регуляторы человеческих поступков» можно писать как рефератикии курсовые работы, так и в дипломную работу не стыдно будет вставить цитаты.

А вот со следующей главой «Может ли у свободы быть горький вкус» хорошо бы сверять свою жизнь. Как в глобальном, так и в минимально-бытовом плане.



Человек обречён быть свободным. И это обременительно по нескольким причинам. Во-первых, не существует ни одного надёжного и универсального критерия выбора. Каждая ситуация в жизни человека – неповторима, она может быть лишь похожа на что-то, частично аналогична.

Далее следует пример с выбором женщиной будущего мужа: как выбрать из двух и не ошибиться? Планировать ли развод или уже поздно? Ведь



...каждый наш выбор порождает не всегда предвиденные последствия, а ответственность за плоды этого выбора ложатся на меня, и только на меня....свобода, реализуемая в процессе постоянного становления, перешагивания через себя, становится обидной и утомительной, потому что позволяет человеку осознать свою ничтожность и недостаток стабильной самоидентификации.Потому очень часто нам бы хотелось достичь некой постоянной формы и уподобиться предмету. Чтобы сбежать от обидных и хлопотных последствий свободы. и правды о самом себе,человек поддаётся искушению отождествления себя со всеми, соединения с миром всех людей. Мы ведём себя так, как все, одеваемся так как все, нам нравится то,что всем. Мы перестаём быть уникальными, перестаём быть собой, теряем собственную личность, попадаем в тиски страшной силы – позиции «как все». Как всё входит в нашу жизнь через мораль, нравственность, право, моду, рекламу ит.п., неустанно нивелирую нас и лишая нас подлинной личности. В нас живёт иллюзия, что с нами всё в порядке, и мы не чувствуем ответсвенности, но сбежать от моральной ответсвенности за результаты своего поведения не удастся.

Далее автор приводит мнение Сартра, насчёт того, что:



... детерминизм – это бальзам от угрызений совести. Люди принимают эту концепцию, чтобы освободиться от груза ответственности и возможных угрызений совести, чтобы сказать: «Я не мог поступить иначе, каждый на моём месте поступил бы также»... Это неправда, что тыне мог поступить иначе, ты мог...Драматизм и даже трагизм экзистенциональной концепции свободы (от которой нельзя сбежать)заключается в необходимости постоянного свершения выбора, который связан с отказом недостатком критериев выбора и грузом ответственности за последствия каждого выбора.

В последующих главах автор приводит философские споры относительно взглядов на свободу, счастье, любовь, дружбу т.е. на основные понятия, составляющие содержание и смысл нашей жизни.

Глава о старости «Старость не радость» наиболее интенсивна по эмоциональному содержанию. В ней нет так модной нынче бравады, нет успокоительных сентенций о «золотом времени». Но нет и отчаяния, нет страха. Автор не просто философски подходит к описанию, он применяет философский юмор:



Удовольствие спрятано в перерывах между страданиями... Когда во время учёбы в университете я узнал, что, согласно Эпикуру, перерыв в страдании – это большое удовольствие, я подумал: «О чём вообще идёт речь?». Теперь я уже знаю.Благодаря старости репертуар моих удовольствий обогатился ранее неизвестными удовольствиями. И самое существенное из них – перерыв в страдании. ... Боль и страдание заполняют нашу старческую жизнь, а их репертуар – очень разнообразен....Со страданиями хуже, потому что их больше, и часто они имеют не физический характер, а психический. Перерыв в боли и страдании – настоящее удовольствие, которого мы можем постичь в старости (и только тогда оценить должным образом). Достаточно его сравнить с популярным (особенно в широко понимаемой молодости) удовольствием – оргазмом. Оргазм – это интенсивное удовольствие, но только физиологическое и кратковременное, переходящее со временем в утомление. Перерыв в страдании, в свою очередь, удовольствие психофизиологическое, длительное (оргазм не длиться часами, а перерыв в страдании может длиться даже дольше). Это удовольствие, которое может приносить умиротворение, но имеет экзистенциональный характер, даже метафизический. В сравнении с этой формой удовольствия, оргазм – примитивен и жалок. Перерыв в боли и страдании – это не единственное удовольствие, популярное в старости и практически незнакомое в молодости... Почти каждый день старики испытывают мелкие, но настоящие удовольствия, незнакомые или ненормальные для молодых людей. Например, это радость найти ключи от квартиры или заброшенный где-то мобильный телефон...Найти ключи, когда тебе необходимо уже сейчас выйти из дома, - это очень интенсивное удовольствие и радость, незнакомая даже сорокапятилетним соплякам.

Там дальше ещё про вставную челюсть(не автора, а его друга), но лучше уж почитать самим:)

Продолжая тему философского юмора, автор замечает:



И ещё один оптимистический аспект старости. Достаточно часто принято считать (не без оснований), что к старости человек теряет друзей, и не только потому, что часть из них умирает. Я, например, в последнее время нашёл двух сердечных подруг. У них странные имена. Первую зовут Склероз, а вторую как-то похоже на Стремление, но немного иначе. Они обе посвящают мне так много времени и внимания, что иногда мне становится неловко, и я хочу сказать им, что я – не единственный старик, заслуживающий их дружбы.

Одна из предпоследних глав «Музыка и национальная идентичность в эпоху глобализации» содержит интереснейшие размышления о суггестивном воздействии музыки в разных сферах человеческой жизни (религия, политика, кинематограф, семейная жизнь, эротика). Автор описывает свой опыт знакомства с различными музыкальными направлениями (от африканской этнической музыки, до Кустурицы и классической музыки). Очень компактно. Хотя тут мне бы хотелось поподробнее. Интересным мне представляется мнение Симона Вейля, которое приводит автор:



Человеческое существо имеет корни, безусловно, если оно активно и естественно принимает участие в экзистенции общности, сохраняющей определенные сокровища прошлого и одаренной ощущением завтрашнего дня.

Предпоследняя глава «Можно ли обвинить современное поп-искусство в деморализации аудитории путём восхваления сексуальной свободы?» понравилась как отсутствием«воды» так и своей аналитичностью, вскрывающей манипулятивные инструменты модных тенденций. Эту главу хочется перечитывать.

Точно также стоит перечитывать Заключение,  в котором автор не только даёт советы, но и по-человечески раскрывает себя перед читателем, становиться уязвимым.



Мы живём во времена безжалостной и растущей конкуренции, которую часто сопровождает зависть. Мы должны избегать её любой ценой, потому что она может нам полностью отравить жизнь, и это по нашей вине.

И



Постарайся найти время и желание на занятие искусством. Искусство может обогатить твою жизненную мудрость, способствовать отдыху, и даже терапии, помогая тебе обрести психическое равновесие... искусство также имеет познавательную ценность, оно помогает нам понять смысл человеческой экзистенции. кроме того, оно обладает способностью помогать нам в достижении психического равновесия, разряжая наше напряжение и фрустрацию, одаривая нас теми переживаниями, которых нам не хватает.

Книга воспринимается легко, с удовольствием рекомендую к прочтению.

Комментарии


Господи, какая потрясающая у вас рецензия.


Спасибо!


Надо же, какие многообразные интересы у автора книги! Когда-то читала его работу "О комическом", она написана в параметрах эстетики.
Спасибо за увлекательную рецензию))


Спасибо !