Больше рецензий

NeoSonus

Эксперт

"сплошь - личное, сплошь - лишнее" (с)

26 июля 2022 г. 04:25

980

4.5 Время остановилось

Так и хочется написать – «есть книги предвосхищающие события, есть писатели, которые умеют предвидеть страшное». Но это не совсем верно по отношению к роману «Чумные ночи». Ведь человечество пережило за свою историю множество эпидемий, а Орхан Памук лишь взял за основу историю одной из них. Какое же здесь предвидение? С другой стороны, книга, изданная в 2021 году, была как нельзя вовремя. COVID-19 стал контекстом, в котором читатели открывали книгу, воспринимали историю, переживали за героев и переворачивали последнюю страницу. И так остается до сих пор. Наше сегодня определило отношение к литературному «прошлому»… Невозможно поверить в то, что роман был начат писателем в 2016 году, каким образом, каким чудом писатель заинтересовался этой темой и взялся за многолетний проект именно в то время, почти накануне пандемии? Совпадение? Случайность? Или все-таки «есть книги предвосхищающие события, есть писатели, которые умеют предвидеть страшное»?

Роман турецкого писателя Орхана Памука о жизни в период эпидемии чумы, о всём спектре социальных, политических и культурных последствий смертельной болезни в обществе.

Одна молодая женщина-историк, родом с острова Мингер, занималась изучением писем принцессы Пакизе-султан. Эти письма племянница султана писала с острова Мингер, который как раз переживал эпидемию чумы, писала она для своей сестры, откровенно, полно, честно, она находилась взаперти, а потому письма были ее единственной отрадой. Женщина-историк стала собирать по крупицам информацию об обстоятельствах этой эпидемии, о политических трудностях, дворцовых интригах, об истории эпидемиологии на момент событий, читала легенды и воспоминания других свидетелей, копалась в архивах и в итоге решила написать эту книгу «Чумные ночи» - почти историческое произведение, не вымысел, но все же в форме художественного произведения.

Вот такие дела, господа. Орхан Памук выступает женщиной автором, а потому взгляд на события мягкий, нежный. Орхан Памук придумывает место действия, острова Мингер никогда не существовало, а значит можно честно и без прикрас рассказать о сложных межнациональных отношениях в родной Турции. Орхан Памук включает в повествование огромный пласт исторического материала, и художественное произведение превращается в научный экскурс (не берусь судить о достоверности медицинских знаний, но исторические – в частности, положение Турции на международной арене в начале ХХ века – в романе изложены вполне точно). И это не всё. Автор создает такие условия для повествования, что его роман предлагает читателю максимально реалистичную, точную картину. Он так описывает вымышленный остров, приводит карту, описывает детально чуть ли не каждый камень на Мингере, что создается твердая уверенность в том, что это реальное место. И все события происходили на самом деле.

Кроме того, формат позволяет вставлять в текст спойлеры и псевдо исторические ремарки. Лично я обожала вставки вот в таком духе:



«Проехав перекресток, рядом с лавкой умершего от чумы торговца каленым горохом Луки губернатор и английский консул увидели одетую в длинное черное платье бледную женщину-гречанку с маленьким сыном, который держал ее за руку. Заметив, что к ним приближается ландо, женщина (ее звали Галатия) на миг словно окаменела, а потом закрыла рукой глаза своему сыну, чтобы он не увидел губернаторскую карету. Впоследствии мальчик (Яннис Кисаннис), которому через сорок два года предстояло стать министром иностранных дел Греции и мишенью для множества обвинений в сотрудничестве с нацистами и измене Родине, напишет книгу ностальгических воспоминаний «То, что я видел» («Ta Viomata Mu»), в которой расскажет о своем детстве и с искренней убедительностью опишет эпидемию чумы 1901 года во всех ее ужасных подробностях».

И все! Больше об этом мальчике мы ничего не услышим, но эта ремарка прочно засядет в голове и создаст иллюзию настоящего, реального.

Безусловно, ценность «Чумных ночей» в тщательном исследовании феномена эпидемии, реакции общества и власти на нее, отношение к карантинным мерам. О! Про карантин в этом романе можно было бы написать отдельное эссе, и тут же можно проводить параллели с личным опытом. Поверьте, вы узнаете в этой книге очень многое! Интересны описания реакции людей на угрозу заразиться. От фатализма «если мне суждено, значит заражусь» до животного страха толкающего на убийство. Орхан Памук описывает все ловушки, которые создает надежда и тревога человека, когда он придумывает выход или приуменьшает опасность. И что происходит, если это не помогает… «Если ежедневный самообман и поиск предзнаменований переставал дарить достаточно утешения и надежды, человек испытывал глубокое нежелание сопротивляться происходящему».

Эта книга – бесконечно долгое упоительное путешествие на Мингер. Начав читать её, вы заметите, что время замедляется, будто останавливается вовсе и вдруг вы оказываетесь там. На далеком острове, окруженном ярко синим морем, среди камней и роз. В 1901 году. И впереди вас ждут чумные ночи.

Это рецензия из моего жж