Больше рецензий

vika_paznikova

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 августа 2013 г. 22:48

29

3

Внимание! Здесь имеются небольшие спойлеры!

Наверняка, каждому из нас приходилось испытывать разочарование. Разочарование, подобное тому, когда Вы откусываете от красного наливного яблочка кусочек, предвкушая получить удовольствие, и вдруг обнаруживаете, что в сердцевинке плода уже сидит огромная зеленая гусеница, с неменьшим наслаждением поедающая Ваше драгоценное яблочко.

Нечто подобное я испытала, когда принялась читать эту книгу. Загадочное название, захваливающая автора аннотация, интересное, на мой взгляд, содержание - всё сулило мне незабываемые минуты наедине с книгой. Но буквально уже на первых страницах, у меня потихоньку отпадало желание перелистывать следующую и следующую страницу. Противоречивые чувства захватывали меня с каждой прочитанной строчкой. Ну почему, почему такая отличная идея так преотвратно была воплощена в жизнь? И за что автору вообще дали премию? Ну не понимаю, и всё тут.

У меня в голове прочно засели образы героев Алексина, Лиханова и других замечательных авторов, пишущих для подростков. Я привыкла к глубоким чувствам, к сильным страданиям, к эмоциональным всплескам и ярким персонажам. Здесь я не нашла ничего, что вообще может зацепить в юношеской прозе.

Главного героя могу охарактеризовать только одним словом: он НЕРЕАЛЬНЫЙ. Искусственный, неживой. На мой взгляд, Катарина Киери вообще ничего не понимает в психологии подростка. Его зацикленность на пропавшей матери, нежелание думать о чем-либо другом, неестественно продолжающиеся уже три года подряд (это в 13-16 лет-то, во время самых сильных гормональных всплесков и резких изменений поведения!). Не верю. Просто не верю. А попытка автора придать ореол загадочности своему герою в книге выглядит совершенно глупо.

Изображение умного восьмилетнего ребенка (соседки Анны) не умиляет, а заставляет опять же сомневаться. Не знаю ни одного маленького ребенка, который умел бы, подобно героине, анализировать ситуацию, тонко подмечать детали и оказывать психологическую поддержку. Плоский персонаж, типичный и опять же неправдоподобный.

Отец. Тоже, подобно Элиасу, якобы до сих пор не оправившийся от горя и якобы не умеющий найти общий разговор с сыном. Просто потому, что боится упоминаний о своей пропавшей жене. Не может выговорить её имени, не может смотреть на соседку, безумно похожую на бывшую жену. Но при всем при этом он заводит новый роман с другой женщиной. Опять же вопрос: зачем тогда и его делать тихим, унылым и скорбно глядящим в сторону собственного сына? Три года прошло, а он до сих пор боится глядеть на своего ребенка и отсиживается в сторонке. Да ну? Вы это серьезно, Катарина?

Скорбящие одноклассники. Наверное, изображение школьных сцен - это самое смешное и самое неправдоподобное в книге. Особенно сидящий с главным героем за одной партой мальчик Тоббе. Ну да, 16-летний (!) юноша, продолжает тихо и скромно отсиживаться рядом с Элиасом, только потому, что у него когда-то пропала мама. Он не пытается найти с ним общий язык, поговорить о случившимся. Молчит. Ну да, да, опять же на какой планете, уважаемая автор, Вы видели ТАКИХ подростков? Где Вы их брали? С кого рисовали?
Современный мир - жестокий мир, и случается такое, что у детей пропадают/погибают/уходят родители. Но мне еще ни разу не приходилось сталкиваться с тем, что ребенок бы полностью изолировался бы от общества на такой длительный срок, после печальных событий. И, что мне больше всего непонятно, так это почему ВСЕ окружающие продолжают относиться к главному герою с таким почтительным молчанием и делают прискорбные лица? Катарина, вы изобразили не Землю, и не нормальных людей, а роботов, запрограммированных на определенное поведение.

Поставила три звезды за довольно-таки неплохое изображение любовной линии Элиаса и Юлии. Первая влюбленность: неловкие молчания, запинки, непонимание происходящего и пр. Единственное, что, на мой взгляд, у Киери получилось. Хотя, опять же, такое поведение скорее пристало 12-14-летним подросткам, нежели 16-17-летним. Учитывая то, что параллельно автор развивает еще одну линию: Терес и Андреас, которых связывают уже не только детские поцелуйчики за углом школы.

И, на последок, мой совет: если Вы любите серьезную, достойную, подростковую прозу, то эта книга не для Вас.