Больше рецензий

fraction_bird

Эксперт

Я лучше всех умею лежать и ничего не делать

13 августа 2022 г. 10:32

352

3 Сложный выбор

У меня не было никаких ожиданий и запросов, когда я открыла эту книгу. Автор для меня неизвестный, но сюжет заинтересовал.

Перед нами недалекое будущее, в котором родители могут запрограммировать своего ребёнка если не на удачу, то как минимум на красоту, здоровье, интеллект. Кроме этого, наконец стала возможной одна из самых желанных для человека вещей - бессмертие. К сожалению, возможность вечной жизни автоматически лишает ребёнка фертильности, но это та жертва, которую счастливые родители готовы принести во благо своего отпрыска. Выбор непростой, жестокий и не включающий мнение самого ребёнка на этот счёт, потому что внести модификации можно только внутриутробно.

В центре сюжета - профессор, который, собственно, создал и внедрил эту технологию и его семья, состоящая из жены, двух разнополых, естественно, бессмерных детей (имморталов) Эмили и Фаруха и андроида Бэрримора. Также автор вводит на страницы романа смертного (нативного) художника Сэма, чья встреча с Эмили приводит к столкновению двух миров.

В книге поднимается множество интересных вопросов, главным из которых является, вынесенное в заглавие новое неравенство. Классовое неравенство выходит на новый уровень, ведь если ты богат, то тебе доступны не только знания, технологии, возможности, но и бессмертие. Кроме этого, автор задаётся вопросами о правах искусственного интеллекта, проблемах окружающей среды и перенаселения, сокращении рабочих специальностей и возможности вырождения традиционного представления об искусстве, как профессии из-за развития технологий.

Книга небезынтересна своей идеей, но позиция автора по многим вопросам оставляет огромное поле для полемики. Взгляд автора (или его персонажей) на мир будущего временами кажется наивным, а иногда и просто устаревшим. В лице традиционного художника Сэма - это непонимание того, что компьютер просто новый инструмент для художника, а не его замена:



- Это не живопись, а её имитация! Всё равно, что резиновая женщина! - с отвращением заявил Сэм.


Неужели этот галерист не видит разницы между моими работами и дешевкой, напечатанной на компьютере?

Где тут вдохновляющее ощущение упругости холста? Плодотворный хаос палитры? Запах красок? Управляя мышкой, барабаня незапачканными пальцами по клавиатуре, никакого удовольствия Сэм не получал. Назойливые подсказки компьютера насчет оптимальной композиции и рекомендуемого колорита превращали творческий процесс в пытку. И мог ли принтер, пусть самый технологический, воспроизвести игру светотени, глубину складок ткани, самый воздух, что возникает на холсте под кистью живописца?

В словах другого персонажа - боязнь развития технологий и искусственного интеллекта:



- Прогресс твой сделал нас уязвимее, слабее. Мы разленились, разучились запоминать информацию. Мы стали полностью зависимы от электронных штучек. Спрячь их на один день - так мы запаникуем. И кто кем управляет? Мы машинами или они нами? Ты не боишься, что скоро они будут полностью нас контролировать? Машины знают о нас больше, чем наши родные. Они наблюдают за нами, все видят, помнят, анализируют. Машинам можно всё, и они могут всё. Оглянись. Роботы прогрессируют, а мы, наоборот, деградируем. Их вычислительные способности удваиваются каждые два года, а наши уменьшаются.

Всё это выглядит тем страннее, что мир, описываемый автором находится уже не в переходном периоде, а в явном, постоянном прогрессе. Так, у них уже есть обитаемые колонии на Марсе, бессмертие перешло из разряда элитарной плюшки в эконом-сегмент, есть киборги, органы печатаются на принтере, мясо культивируется искусственным путем, без убийства бедных животных. К чему этот вой на болотах, когда герои давным-давно живут в мире победившего будущего?

Также вопрос вызывает высмеивание экологических инициатив и тех, кто их продвигает, при их явно обозначенной необходимости самим автором.

Неприятным сюрпризом оказалось для меня оправдание измен чуть ли не с первых страниц книги, и в целом, достаточно сексисткий взгляд на отношения мужчины и женщины, при недостаточном понимании биологических процессов (так автор, например, всерьёз думает, что люди откажутся от секса, если тот не будет служить для продолжения рода). Странное отношение главных мужских персонажей к болезням: они отстраняются и теряют интерес к своим женщинам, как только те заболевают и лишаются внешней привлекательности, отношение как к сломанным игрушкам.

Кроме этого, автор смешивает тёплое с мягким. То, что люди научились программировать гены, чтобы сделать детей более умными и талантливыми, не загружает им знания в мозг автоматически:



- Это, кстати, Сильвия Тигровая, а вон та Парусник Палинур, - безучастно сообщила юная посетительница своей подруге.
- И откуда ты это знаешь? - спросила подружка, медленно расхаживая по павильону.
- Понятия не имею. Инфа откуда-то сама вылезает.

Вообще, чёткое разделение смертных и бессмерных на чувствующих и воспринимающих красоту из-за своей быстротечности, и безэмоциональных сухарей, которым наплевать на всё, кроме поглощения новых навыков и знаний (да и на них, по сути, тоже) из-за вечной жизни, кажется мне надуманным. Рассуждения имморталов и нативных о бессмертии или о том, как мало осталось лет жизни для свершений, плохо стыкуются с реальностью, учитывая, что это только первое поколение, которому не больше 20 лет и которое только познаёт жизнь и её пределы, то есть никто из молодых людей ещё не ощутил на себе последствия выбора своих родителей.

На мой взгляд, текст получился достаточно сырым. Слабыми местами остаются взаимодействия персонажей, диалоги и, временами, пространные рассуждения о чем-то отвлеченном, но автору удаётся хоть и не без огрехов, интересно описать устройство мира. К плюсам можно отнести и то, что автор не даёт однозначного ответа, что лучше: жизнь вечная фактически или же традиционная, в детях. Персонажи меняют своё мнение по ходу сюжета и вопрос остаётся открытым, хоть автор и намекает, что технологии не стоят на месте и при их развитии никакой трагедии выбора может и не быть.

За возможность ознакомиться с произведением спасибо издательству ПЛАНЖ и DKulish