Больше рецензий

5 сентября 2013 г. 13:16

4K

5

Простейшая ситуация - приехать за наследством в Россию из-за границы. В общем, деньги получить. Получил и уехал обратно. И все? Куда там. Это же Достоевский. Ибо "кто от земли своей отказался, тот и от веры своей отказался". Правда, "Россия" - это для него почему-то в основном местные женщины. Два обстоятельства, оставившие неизгладимый след в жизни Достоевского, а равно и князя Мышкина, это неудавшаяся казнь плюс годы ссылки и эпилепсия. Эпилептик - барометр общества. Его припадки - показатель того, что что-то идет не так. Пошел град летом - знай, общество, ты двигаешься в смысловой тупик. Эпилептик чувствует на себе давление общества, все его существо сконцентрировано на каждом дне и при этом он совсем не борец. У него нет инструментов, традиционных для выживания, будь то воля или предприимчивость. Ему только дано все видеть и понимать, не теряя при этом человеческого облика. Память, которой частично лишен эпилептик, позволяет ему не помнить основного жизненного дерьма, поэтому он сохраняет некоторую первозданность. Как ребенок, которому еще нечего помнить или какая-нибудь старушка "божий одуванчик", которая уже ничего не помнит.

Компания очаровательных уродов в большинстве произведений Достоевского хорошо оттеняет главного героя. В "Идиоте" особенно, потому что Мышкин и так белая ворона, но на фоне остальных он выглядит белым страусом. Нежная картина - ангел и скотины. Весь ужас в том, что написано-то это все самим Достоевским и видно, что всех своих героев он действительно любит. И, что еще более ужасающе, понимает. О темных тайниках души автора, несмотря на многочисленные толстенькие тома его произведений, можно только догадываться. Личность автора всегда заслонена всепоглощающей любовью к каждой твари земной и болезненной набожностью. Фраза "теряю веру" тому подтверждение. На то и вера, чтобы быть фанатичной. А кто страшится ее потерять - тот сам ее для себя придумал. С придуманной верой жить куда более сложнее. Анализировать все это удается с трудом, так как сама натура довольно противоречива и слишком мнительна, а личность находится в подвале под семью замками. Вскрыв эти семь замков ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Село Степанчиково" и т.д.), можно как-то с помощью ощущений прочувствовать что-то по-настоящему темное в "Подростке".

С течением времени произведение стало родным, герои старыми друзьями, но восприятие каждый раз новое. Обнаружил такие места в "Идиоте", о которых и не подозревал. Например, критику Достоевским людей обыкновенных, пользующихся всю жизнь результатами чужой творческой деятельности. Насколько актуальная и глубокая мысль. Мужские образы у Достоевского всегда были убийственны. Они все у него вздыхают, страдают и топчутся. Видимо, именно так автору и видится загадочная русская душа. Чем так провинился генерал Епанчин в своих предыдущих жизнях, что бог наградил его тремя дочерьми? Впрочем, он не один такой мученик, достаточно вспомнить папашу Беннета или Джеральда ОХара. Но выдавать Аглаю за князя я бы не рискнул изначально по причине родственных отношений в совокупности с явными признаками вырождения. Рецепт поведения для мошенника с князьями Мышкиными довольно прост - повинись во всех грехах, выставь себя мучеником, пострадай и укажи номер счета. Ну, или замуж - в зависимости от пола и пристрастий. Где бы их еще найти, этих князей. Сколько инициативных групп, целых сообществ сидят и ждут очередного князя Мышкина, чтобы быстренько помочь ему избавиться от нечаянных богатств.

Трагический финал закономерен и подтверждает то, что места для Мышкиных в нашем обществе нет. Что в отношениях с Настасьями Филипповнами не нужно ждать момента, когда у тебя поедет шифер, а гнать их сразу же босиком на мороз. Что идиотизм в этом мире где угодно, но только не там, где честность, дружелюбие и отсутствие меркантильных замыслов. Есть ли такое место сейчас? В литературе есть.

Ветка комментариев


Аглая и Настасья Филипповна - это 2 мужика. Поэтому у обеих и дичайшие комплексы


У Н.Ф. комплексы?)


Да, она ими у Мышкина и заразилась. Основной комплекс - страдание на ровном месте


Нет-нет. Страдания её, родные. Были до князя, вспомните
Да и к мужчинам я бы не стала ее относить. На каком основании?


Они были обычными без эксцессов. Князь катализировал их. До князя она не кидала миллионов в огонь, не бегала из под венца к венцу, как вшивая овца в стаде, не провоцировала, чтобы ее зарезали


Что в отношениях с Настасьями Филипповнами не нужно ждать момента, когда у тебя поедет шифер, а гнать их сразу же босиком на мороз.

Неравнодушны Вы к Настасье Филипповне))) О миллионах в огонь - капризничала барышня, перед свадьбой такое бывает


Вообще - на основании того, что деньги не пострадали, я всегда считал, что ею так и было задумано. Но все повелись


Да это же очевидно, что все поведутся. Не надо обладать особенными мужскими качествами. Не могу с Вами согласиться, что у Настасьи Филипповны мужской характер.
Да и не мечется она от венца к венцу. Нет, мечется, конечно, но осознанно выбирает нож Рогожина. А все равно убил бы.

P.S. У вас очень интересная рецензия. Каждое предложение - отдельная тема для обсуждения. А говорим опять о мужских чертах в женских характерах))


Явный мужской характер - командует и выдает на людях свои расклады. Ее даже Тоцкий боялся. Хотя, это у него старческое. Князь в ней женское и будил. Ей это нравилось и она даже была настолько мудра, что не принимала в расчет отсутствие у него мужских качеств. В отличии от Аглаи


Это у нее что-то детское, подсознательное. Ей нужен был психоаналитик и другая среда. Рогожин для нее - крайняя форма реализма, когда все просто - пришел, заплатил и увез. А князь - крайняя форма идеализма. Достоевский всю жизнь и кидался между этими крайностями


"Дура с сердцем и без ума такая же несчастная дура, как и дура с умом без сердца"


Сердце у них - князь Мышкин. Только Аглая уверена, что все должно быть наоборот. То есть, она будет прикидываться дамой с сердцем и при этом найти мужчину с головой, который будет при этом терпеть ее закидоны. Ну, и богатым должен быть.


да, только это не исключает ее из "несчастных дур"


Она в итоге нашла свой сейф с банкнотами. А дальше у нее все задатки повторить путь Эммы Бовари