Больше рецензий

5 сентября 2013 г. 13:16

4K

5

Простейшая ситуация - приехать за наследством в Россию из-за границы. В общем, деньги получить. Получил и уехал обратно. И все? Куда там. Это же Достоевский. Ибо "кто от земли своей отказался, тот и от веры своей отказался". Правда, "Россия" - это для него почему-то в основном местные женщины. Два обстоятельства, оставившие неизгладимый след в жизни Достоевского, а равно и князя Мышкина, это неудавшаяся казнь плюс годы ссылки и эпилепсия. Эпилептик - барометр общества. Его припадки - показатель того, что что-то идет не так. Пошел град летом - знай, общество, ты двигаешься в смысловой тупик. Эпилептик чувствует на себе давление общества, все его существо сконцентрировано на каждом дне и при этом он совсем не борец. У него нет инструментов, традиционных для выживания, будь то воля или предприимчивость. Ему только дано все видеть и понимать, не теряя при этом человеческого облика. Память, которой частично лишен эпилептик, позволяет ему не помнить основного жизненного дерьма, поэтому он сохраняет некоторую первозданность. Как ребенок, которому еще нечего помнить или какая-нибудь старушка "божий одуванчик", которая уже ничего не помнит.

Компания очаровательных уродов в большинстве произведений Достоевского хорошо оттеняет главного героя. В "Идиоте" особенно, потому что Мышкин и так белая ворона, но на фоне остальных он выглядит белым страусом. Нежная картина - ангел и скотины. Весь ужас в том, что написано-то это все самим Достоевским и видно, что всех своих героев он действительно любит. И, что еще более ужасающе, понимает. О темных тайниках души автора, несмотря на многочисленные толстенькие тома его произведений, можно только догадываться. Личность автора всегда заслонена всепоглощающей любовью к каждой твари земной и болезненной набожностью. Фраза "теряю веру" тому подтверждение. На то и вера, чтобы быть фанатичной. А кто страшится ее потерять - тот сам ее для себя придумал. С придуманной верой жить куда более сложнее. Анализировать все это удается с трудом, так как сама натура довольно противоречива и слишком мнительна, а личность находится в подвале под семью замками. Вскрыв эти семь замков ("Преступление и наказание", "Братья Карамазовы", "Село Степанчиково" и т.д.), можно как-то с помощью ощущений прочувствовать что-то по-настоящему темное в "Подростке".

С течением времени произведение стало родным, герои старыми друзьями, но восприятие каждый раз новое. Обнаружил такие места в "Идиоте", о которых и не подозревал. Например, критику Достоевским людей обыкновенных, пользующихся всю жизнь результатами чужой творческой деятельности. Насколько актуальная и глубокая мысль. Мужские образы у Достоевского всегда были убийственны. Они все у него вздыхают, страдают и топчутся. Видимо, именно так автору и видится загадочная русская душа. Чем так провинился генерал Епанчин в своих предыдущих жизнях, что бог наградил его тремя дочерьми? Впрочем, он не один такой мученик, достаточно вспомнить папашу Беннета или Джеральда ОХара. Но выдавать Аглаю за князя я бы не рискнул изначально по причине родственных отношений в совокупности с явными признаками вырождения. Рецепт поведения для мошенника с князьями Мышкиными довольно прост - повинись во всех грехах, выставь себя мучеником, пострадай и укажи номер счета. Ну, или замуж - в зависимости от пола и пристрастий. Где бы их еще найти, этих князей. Сколько инициативных групп, целых сообществ сидят и ждут очередного князя Мышкина, чтобы быстренько помочь ему избавиться от нечаянных богатств.

Трагический финал закономерен и подтверждает то, что места для Мышкиных в нашем обществе нет. Что в отношениях с Настасьями Филипповнами не нужно ждать момента, когда у тебя поедет шифер, а гнать их сразу же босиком на мороз. Что идиотизм в этом мире где угодно, но только не там, где честность, дружелюбие и отсутствие меркантильных замыслов. Есть ли такое место сейчас? В литературе есть.

Ветка комментариев


Это мой любимый роман вообще, и я очень люблю Н.Ф. Считаю что она и не могла по другому, слишком много страдала, отчаялась. Никто не мог ей помочь, поэтому и искала смерти.


Механизм понятен. Не вижу оснований для поиска смерти. С ее вполне разумным образом мышления


Всё таки жизнь искалечена, душа надломлена. Не нашла себе места не среди хороших, не средь плохих.


Такие женщины в состоянии все поправить своими руками. Вовсе не обязательно истерить и прикидываться жертвой. Достоевский назвал ее устами Мышкина сумасшедшей, то есть признал свою несостоятельность. Ее подсознание должно быть уж слишком слепым, чтобы его полностью заполнил князь Мышкин. То есть, то, что Вы называете "среди хороших". Именно для этого у нее сознание, которое должно было понять, что пример Мышкина нереален, он из другого измерения. Для этого вовсе не обязательно кидаться в крайности типа Рогожина. Человек находит для себя золотую середину, тем более если это Настасья Филипповна с ее рационализмом. Это не Аглая, у которой постоянный невроз и настроение меняется каждые 5 минут


имхо, основная проблема именно в её рациональности. рациональность исключает веру. но верить то всё равно хочется. вот и рвёт её на части.
вообще у Достоевского как раз самых разумных с виду и штырит сильнее всего. на моей памяти никто ещё хорошо не закончил. Рогожин, Свидригайлов... Вот к ним Настасья ближе всего, по-моему. Хотя она и более эмоциональная, женщина же. Но, как и они, выбрала свой способ самоубийства.


Она не искала смерти, она искала оправдание своего позора. За смертью, между прочим, по образу Христа, является Воскресение. И, как мне кажется, другой наш великий творец это хорошо понимал, поэтому и написал "Воскресение".