Больше рецензий

15 августа 2022 г. 16:23

418

4 Душная клоака

Первое мое знакомство с Золя. За именем которого, как вагончик за локомотивом сразу же гремит «Я обвиняю». По крайней мере, так представляется мне. И что же? Золя и правда обвиняет, а «Западня» оказывается натуральной западней. Но впечатления неоднозначное. Почему же? Попробую разобраться.

В книге нам показана жизнь рабочих и бедняков на окраине Парижа. В целом это довольно мрачное зрелище. Пышный, роскошный, потрясающий город невнятной тенью витает где-то в стороне. Он жадно всасывает толпы рабочих, служащих, бездельников и выпивох утром и брезгливо выплевывает их вечером. На окраине особенно ничего не видно. Город-картина остаются отчужденной открыткой и мало занимает жителей предместья. И жизнь, и заботы у них другие.

Все крутится вокруг простых как день вещей: попытка заработать на жизнь, попытка погулять, как можешь, приспособиться, как умеешь, да зависть на чужой успех. «У соседа корова сдохла – пустячок, но приятно». Это как раз про бедных жителей Парижа, которым свой успех менее приятен, чем падение соседа.

Падение. Это и есть самое главное. Люди, застывшие в шаге от падения, страшно боятся и ядовито горды тем, что пропасть только видна, но еще не затягивает пятки. Люди приподнявшиеся грезят о том, что заслужили выдохнуть. Но выдох – это отставание. Это приближение зловонной ямы. Которая в конце концов заслоняет собой все. Прошлое и будущее, работу и разгул, дружбу и вражду, любовь и практичность. Все это теряет смысл, потому что кажется нелепым перед великолепной пастью пустоты и падения. И кажется, что любой успех – это отсрочка, а любой удар – закономерность.

В грязи, тошноте, рутине, работе до отупения, пьянстве до блевотины, одиночестве и злословии люди превращаются в нелепые, жалкие и грустные фигуры. Среди них есть те, кому сочувствуешь – самые слабые, которым уже некого пнуть и на которых навалился, кажется, весь мир. Старые и больные рабочие, дети-сироты. В голоде, забвении и побоях. Но большинство из героев книги отвратительны. Грубые, злые, узколобые и тупые, они, кажется, смакуют свое ничтожество, упиваются своим падением. У них гнусные шутки, зверские забавы, низкие порывы и полная нарочитая аморальность. Только подчеркиваемая осмеянными, лубочными, ублюдочными понятиями о том, что дозволено, а что нет.

В книге закономерно главные герои пришли к краху. На месте молодости и надежд – отупление, зажирение, случка, банкротство, алкоголизм, нищета, безумие и смерть. Вопрос возникает – почему все-таки так случилось по мнению автора. Тлетворная атмосфера? Да, отлично схвачено, верю. Но слишком быстр был переход от трудолюбия к лени у Купо, хотя так бывает. Слишком странным была такая бескомпромиссная потеря хватки у Жервезы. Кажется гротеском в этой гиперреалистичной картине.

Кстати, что отдельно понравилось у Золя – мастерское описание различных ремесел. Кузница, прачечная, лавка ювелира прямо так и стоят перед глазами до сих пор. Снимаю шляпу, редко когда можно увидеть такое глубокое знакомство и великолепное изложение.

В общем, книга хороша. Но кое-где немного хромает логика, а некоторые места кажутся затянутыми и скучноватыми. Не очевидно, что история должна была развиваться именно так, но краски потрясающи.