Больше рецензий

blackeyed

Эксперт

бесплатная экспертиза без регистрации и смс

21 августа 2022 г. 12:06

596

4 Говорят, демон-то ненастоящий! (*грозит пальцем*)

О, дивная новая книга Олдоса Хаксли!

Совсем не похожая на ту знаменитую антиутопию. Это non-fiction, исследование странного события 17 века - массового умопомрачения монахинь из французского города Луден. В них якобы вселились бесы, науськанные местным кюре по имени Урбен Грандье и заставлявшие бедных урсулинок творить и говорить постыдные вещи. Сопровождалось всё тщетным экзорцизмом, общественным ажиотажем, показательной казнью "козла отпущения" Грандье; длилось несколько лет.
И как показывает Хаксли, от начала и до конца было грандиозным фарсом, жульничеством (впрочем, а когда религия не была обманом, опиумом для народа?)

Писатель по полочкам раскладывает подоплёки луденского "циркового представления":
1) "темнота" средневековых людей, спихивавших всё недоброе в жизни на происки дьявола и имевших смутное представление о тайнах человеческой психологии;
2) выгода, извлекаемая кардиналом Ришелье: процесс давал большую "рекламу" католической церкви, как истовых борцов против сил Зла;
3) сведение личных счётов с Грандье, приобретшим большую силу на теологической сцене и успевшим насолить многим местным горожанам своими амурными похождениями;
4) диковинность зрелища: толпы "туристов" съезжались в Луден поглазеть на богохульных монашек, а те в свою очередь, раскрепостившись от всех возможных оков, как будто не хотели "выздоравливать", получая удовольствие от своих "выступлений". Получалось что-то наподобие театра, где зеваки получали шоу (т.к. других развлечений не подвезли), а монахини-актрисы - славу и внимание.

Нет сомнений, что некая пропорция - по всей видимости большинство - участников и свидетелей свято верили в истинность происходящего. Ведь, согласно Хаксли, началось всё не с уговора и раздачи сценариев, а со случайности, вследствие которой монахини поверили в свою одержимость. Стоило вспыхнуть искре, как удачно раздутая мехами в умелых руках, она превратилась в огонь, и истерию уже было не остановить, даже после того, как бушевавшее пламя спалило на костре несправедливо обвинённого Грандье. Казалось бы, исчезновение зачинщика, заключившего договор с Сатаной, должно было вмиг остановить помешательство; однако, оно длилось ещё до тех пор, пока длились сами сеансы экзорцизма. Что и логично: актёры обычно не играют при пустом зале, а от репетиций получают немного удовольствия.

Общеизвестно, что изучать историю нужно в том числе, чтобы понять сегодняшний день. Хаксли не узко-специально исследовал кусочек 17 века, он ещё и дал параллели с веком 20-м.



Собственно говоря, что такое цивилизация? Можно дать такое определение: это систематическое ущемление прав индивидуума на варварское поведение. А в недавние годы [книга написана в 1952 г.] мы обнаружили, что иногда, после всех ограничений, люди с огромным удовольствием возвращаются к прежним обычаям, охотно предаваясь самым диким видам варварского поведения.


В наши дни мало кто верит в дьявола, но это не мешает людям подчас вести себя точно так же, как вели себя наши предки, не сомневавшиеся в существовании Врага Рода Человеческого. Чтобы оправдать свою нетерпимость, люди предают теориям статус догмы, превращают законы в нравственный кодекс, политических вождей в богов, а всех несогласных объявляют воплощением дьявола.

Да и главный посыл книги - возможность при должном подходе втюхать электорату любой фуфломицин - сегодня, при постоянных фейках и махинациях, типа "11 сентября" или Бучи, как никогда актуален.

Книга весьма познавательна и с культурологической точки зрения: здесь много деталей из жизни и быта семнадцативековцев. Например, их смешная по сегодняшним меркам медицина, нелепые предрассудки или нюансы полового воспитания.

Кроме общего, в книге в частности рассказывается о трёх судьбах: того самого Грандье, настоятельнице монастыря сестре Жанне ("прима" этого большого Театра) и священнике Сурене.

Из 11 глав в двух Хаксли предаётся пространным теософским рассуждениям о душе, познании божественной сущности и сущности в виде гномика и прочей нудистике, что несколько подпортило общее позитивное впечатление. Оказалось, что в то время Олдос уже сильно увлекался мистицизмом и парапсихологией. Читать об этом тяжело, ибо в этом сам чёрт/бес ногу сломит.

А к моему вящему удивлению, оказалось, что в наше время изгнание бесов отнюдь не стало пережитком тёмного прошлого, а продолжает цвести и пахнуть. Может, чтение таких книг, как эта, поможет мракобесам осознать, что всё это чушь, и причина бед не вовне, а внутри нас самих. [ Статья. ]
картинка blackeyed