Больше рецензий

11 сентября 2013 г. 14:53

85

Данная книга "Общественный стандарт работы некоммерческих организаций по рассмотрению обращений граждан" была написана в 2009-2010 гг. В этот период её автор - Павел Толпегин - сотрудничал с профильным подразделением Администрации Президента Российской Федерации - Управлением Президента РФ по работе с обращениями граждан, что и обусловило выбор темы и подготовку материала.
Целевой аудиторией издания являются не только некоммерческие организации (куда входят общественные организации, политические партии, фонды, профсоюзы и проч.), но также коммерческие организации, представители бизнеса и граждане, которые в своей деятельности сталкиваются с процессом подачи жалоб в государственные несудебные органы.

Проблема, на решение которой состоит направлено издание, состоит в следующем. Так уж сложилось исторически, что граждане обращаются не только к главе государства, но и в различные негосударственные организации, которые не совсем строго подходят к вопросу работы с поступившими обращениями, поскольку законодателем ответственность за бездействие в рассмотрении обращений на негосударственные организации не возложена. Получается, что гражданин ждёт реакции после обращения, скажем, в профсоюз, а этой реакции не будет.
Вторая проблема формулируется так. Даже если некоммерческие организации и работают с обращениями, то будет ли эта работа построена по стандарту, ведь поскольку негосударственные организации не принимают ключевого решения по обращению, необходимо, чтобы это обращение было вовремя направлено туда, где оно будет рассмотрено и разрешено. Это вопрос и правового анализа, и подготовки документов, и даже контроля. Данная тема освещалась и получила одобрение на всероссийском совещании общественных организаций, проходивших в Общественной палате Российской Федерации в 2010 г. См.: доклад Павла Толпегина.

В представленной книге Павел Толпегин пытается дать ответ на все эти вопросы. В большей степени ему это удаётся. Так, например, хорошо в книге приводится перечень законов, регулирующих как саму тему работы с обращениями, так и темы, наиболее часто всплывающие в обращениях самих граждан (пенсии, жильё, образование и т.п.). Вполне достойно, с разобранными примерам, приводятся основные документы, отражающие применение правил делопроизводства. В книге также приведены сопроводительные тексты к письмам организаций, с которым обращения могут, в зависимости от содержания, быть направлены в те или иные инстанции.

Дискуссионным является предложенная автором схема (в приложении), в соответствии с которой предлагается принимать решение о том, в какой из вышестоящих органов нужно направить обращение гражданина. Разбирается пример с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и подчинёнными органами прокуратуры, а также с Аппаратом Правительства Российской Федерации и федеральными министерствами. Поднимаемый вопрос действительно актуален, но его нужно рассматривать с учётом положений инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры (на которую, кстати, автор разумно ссылается), а также с учётом "субординации" министерств и ведомств, каждое из которых подчиняется либо Президенту России, либо Правительству России.

В целом, издание достойное. Оно получало поддержку со стороны ряда крупнейших политических партий, представленных в Государственной Думе, которые используют эту книгу в своей работе. Без преувеличения, можно сказать, что это первое в своём роде новаторское издание не только для некоммерческих организаций, которое ставит много полезных вопросов и даёт ответы о том, как организовать работу с обращениями.