Больше рецензий

22 августа 2022 г. 10:23

404

3

В 1984 году этот роман получил Букеровскую премию, то есть, награду за лучший роман года на английском языке. Обычно на Букера номинируют больше сотни книг. Человек пять из лауреатов получили ещё и Нобелевскую премию. Так что от "букеровского романа" поневоле ждёшь чего-то заметного, если не выдающегося. А тут...

Фешенебельный отель как остров разбитых женских судеб. У его гостей есть всё, кроме любви. В отеле, в основном, собрались женщины, которым платят за то, чтоб они пожили вдали от дома. Например, вдова, которую невестка выжила из дома, или нелюбимая, несмотря на статусность, жена-анорексичка. Главную героиню тоже подвергли остракизму друзья и близкие. Впрочем, вопрос "что она могла такого сделать, если на её связь с женатым мужчиной все реагировали спокойно?", быстро разрешается, интрига держится недолго. Действия же в этой книге нет, как и интриги. Всё спокойно, сдержанно и даже нудновато. Проза сама по себе недурна даже в переводе. Но в целом это скучноватая история о том, как одна женщина не вышла замуж. Известная песня Чижа "она не вышла замуж за хромого еврея" звучит динамичней и живее.

А тут по прочтении остаётся один вопрос: за что же роман в 1984 признали лучшим? И получается, что именно за то, что женщина в нём хотела любви больше, чем замуж. Сорок лет спустя роман интересен как иллюстрация, как же изменились массовые стереотипы. Эти изменения особенно наглядны, если рассматривать "Отель "У озера" в одном ряду с романами "Гордость и предубеждение" Джейн Остин, "Возможность выбора" Эмэ Бээкман и "Орхидея съела их всех" Скарлетт Томас.