Больше рецензий

22 августа 2022 г. 21:23

322

4.5 Спойлер Отлично

Мне кажется, это одна из тех книг, которая из-за не совсем приятной обертки, лишается возможности быть услышанной. Есть много пошлых и бестолковых книг, но это явно не тот случай.
На первый взгляд здесь действительно разворачивается сцена, которую мало бы кто хотел лицезреть: совсем молоденькая девчушка и семидесятилетний профессор, связанные не самым традиционным образом. Но поэтичный слог автора навевает на мысли, что все не то, чем кажется. Да и уж совсем неприличного в книге ничего и нет.
На мой взгляд то самое неприятное - сцены со связыванием - это скорее яркое физическое отражение того, на что на самом деле похожа жизнь Мари. Ведь она буквально привязана руками и ногами к отелю, к матери, которая только и приказывает, что делать, либо истязает ее волосы(и ни слова о какой-либо ласке), ни друзей, ни школы, ни свободы. Отношение ее самой к себе тоже можно оценить по сцене, где она будучи маленькой прячется в шкафу и начинает себя линчевать, а потом сама себя душит(!) до потери сознания:

Сама во всем виновата. Я уже давно это поняла. Такая уж я есть. Ни на что не годная… Я все сильнее занималась самобичеванием.
(...)
Я была в таком отчаянии, что потеряла сознание. Впервые в жизни я узнала, какие страдания вызывает невозможность дышать. Однако в тот момент, когда я теряла сознание, то почувствовала себя значительно лучше

Профессор лишь воплотил все это в физическую, более явную форму. Вытащил все отвращение Мари к себе да и к жизни вобще напоказ, усугубил, развернул масштаб. Не похоже также, что это что-то шокирующее для нее, ведь непривычному к такому обращению человеку скорее свойственно убежать, испугаться, разозлиться в конце концов, но Мари только с воодушевлением включается в игру. Как говорится, физическая боль легче душевной.

Чем безобразней тело, которое я обслуживаю, тем лучше. Это позволяет мне чувствовать себя униженной по-настоящему. Когда надо мной издеваются, когда я превращаюсь просто в кусок плоти, откуда-то изнутри меня захлестывает волна чистого наслаждения.

Это если коротенько про триггерную часть. Да и акцент я бы поставила не на ней, а все-таки на идее одиночества людей, о внутренней тюрьме и немом крике(привет, племяннику). Иначе бы и не было этого вот всего.

А в целом Ёко Огава рисует приятный и очень образный мир, где можно задумываться и рассуждать над каждой мелочью(например, вторстепенный герой - клептоманка - как Мари теряет свой мир по кусочкам, сначала незначительным, потом все чаще и ближе). Здорово обыграны русские произведения, а атмосферааа ммм.. чем-то схожа с классической музыкой: начинается лето, все спокойно, постепенно темп начинает нарастать, появляются первые волны, все усиливается напряжение, жара с каждым днём все невыносимее, тучи чернее, потом уже и рыбы начинают умирать и гнить, и кульминация - бум - разрастается буря и нет никому спасения) "Море волнуется раз..." и каждый раз когда оно волнуется, я спрашиваю себя, почему именно сейчас?

На самом деле японские книги тяжелее анализировать, и из-за менталитета и тк то, что в обычной литературе подается, как мораль или возможность сделать вывод, в японской этого, как правило, не требуется. Книга не учит, не дает советов, все больше похоже просто на зарисовку из жизни, slice of life. Можете подводить свои итоги, а можете просто насладиться прекрасной картинкой курортного городка и вот такими тайными историями его жителей (шепотком на ушко - не зря же остров с тайнами в форме уха).

– Все люди, которые бывают в вашем доме, хранят какие-то тайны.
– Да, ты права. Они хотят хранить тайнy, потому что считают, что как только они ее откроют, море проглотит их вместе с островом.

А после? после жизнь Мари может измениться, а может и нет, одно уж точно, что она пойдет своим чередом. Тем и хороши японские книги.