Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 августа 2022 г. 17:25

1K

5 Посвящаю эту рецензию убитой украинскими фашистами дочери А.Г. Дугина – Дарье Дугиной.

Александр Гельевич Дугин – «Иосиф Сталин: великое «Да» бытия» (статья, 1999 г.)

«Иосиф Сталин: великое «Да» бытия» - это небольшая статья, которая впервые увидела свет в далёком 1999 году в газете «Завтра».
Судя по её содержанию, Дугин в это время ещё был атеистом. Финал статьи, где автор чуть ли не боготворит всех успокаивающую смерть, выглядит нелепо и эксцентрично. Но в других частях статьи много толкового. Более того, Дугин уловил здесь ГЛАВНОЕ, - чем МЫ (коллективисты, православные христиане, коммунисты, русские) отличаемся от НИХ (индивидуалистов, безбожников, буржуа, либералов).
Автор рассматривает Сталина как деспота, как социолога, как антрополога, как философа, давая, таким образом, всестороннюю оценку деятельности великого политика.
Говоря о философии Сталина, Дугин излагает нам ту ценную мысль, которая никогда не станет ложной. Сравнивая философию социализма (представителем, которой является Сталин) с философией буржуазной (которую представляют современные либералы), автор коротко и точно характеризует их, делая выводы, которые, думаю, не будут оспаривать ни наши сторонники, ни наши противники.
«Философия социализма основана на основополагающем принципе – вторичности индивидуума относительно некой органичной, целостной, коллективной реальности. Индивидуум – лишь отлитая деталь. Матрица – общество. Индивидуум – серийная штампованная продукция. Причём в социалистической перспективе само общество не складывается из индивидуумов, но, будучи первичным, создает индивидуумы, учреждает их как своё продолжение, как нечто вторичное. Буржуазная философия, напротив, ставит во главу угла индивидуума. И все коллективные формы считает продуктом агломерации атомарных индивидуальных особей. Отсюда идея контрактной, искусственной, договорной, вторичной основы любых объединений – нации, государства, класса и т.д. Два несовместимых философских подхода предопределяют два взгляда на террор, формируют две философии террора.
Буржуазное общество рассматривает террор как необходимую меру, осуществляемую на договорной основе над теми индивидуумами, которые переступают границы в соблюдении индивидуальных прав остальных граждан или нарушают социальный контракт, принятый этими гражданами. На этом строится либеральная теория права.
Социалистический подход иной. Не признавая первичности индивидуума, социализм совершенно иначе видит саму природу террора. Террор – неотъемлемая прерогатива общественного целого по отношению к каждому отдельному его фрагменту, коль скоро этот фрагмент отказывается признавать себя инобытием целого и заявляет (словом, делом или намёком) о своей самости. Иными словами, социалистический террор направлен сущностно против «автономного индивидуума», против особой философски-бытийственной установки человека. Это – социалистический аналог того, что немецкие романтики, органицисты и русские славянофилы называли «холизмом» или «соборностью».
Да, для нас первичен Бог, его Идея, созданное им общество, коллектив. По нашим представлениям, человек должен УСВОИТЬ те правила, которые приняты в обществе и неуклонно исполнять их. Делать это нужно не потому, что эти правила каким-то образом освящены, а потому, что они оправдали себя, они удобны, они ВЕРНЫ.
Почему гвозди следует забивать молотком, а не напильником? Потому что молотком их забивать удобнее. А того, кто будет портить напильник, забивая им гвозди, следует выпороть, чтоб он запомнил, что делать так не надо.
Почему нельзя заниматься сексом до брака? Потому что если так будет делать каждый, то здоровье народа значительно ухудшится.
Почему нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики? Потому что так испортишь не только своё здоровье, но и генофонд нации.
Почему важно быть дисциплинированным? Потому что дисциплина, в особенности дисциплина сознательная, способствует лучшему усвоению школьной программы, лучшей боеспособности армии страны и т.д.
И так – во всём.
Сталин (согласно представлениям Дугина) есть охранитель традиционного, соборного (социалистического, если угодно) образа жизни от внешнего врага, а также от тех лиц, которые противопоставляют свою индивидуальность коллективу.
Когда в организме человека какая-либо клетка или группа клеток перестаёт выполнять свои функции, она превращается во врага организма, в раковую опухоль. Ради спасения целого этот «свободолюбивый» оппонент должен быть уничтожен. Для этого нужен Сталин, который (согласно Дугину) живёт внутри каждого из нас.
Мы, таким образом, видим свою функцию в служении Богу, в поддержании того порядка, который ЖИЗНЕСПОСОБЕН. Наших же оппонентов мы рассматриваем как бесов, как слуг Антихриста, как тех, кто РАЗРУШАЕТ, кто несёт гибель любой организованной структуре.
Наш противник (чаще всего) тоже отдаёт себе отчёт в том, кем он является. Он ПОНИМАЕТ, что хочет абсолютной свободы. Свободы от Бога, от совести, от долга перед обществом, от любви к жене, детям, Родине. Он всей своей жизнью утверждает ПРОИЗВОЛ. Для него это НОРМА. Ни наш враг, ни мы сами не скрываем, что какое-либо ПРИМИРЕНИЕ этих двух точек зрения НЕВОЗМОЖНО. «Дурной мир» может длиться годами, десятилетиями, веками, но он непременно будет прерван «хорошей войной», так как на кону стоит ВЫЖИВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, её спасение от поглощения бесформенностью, бесструктурностью.
Противостояние Сталина и либерализма – это война Космоса с Хаосом, Христа с Антихристом, Бога с дьяволом.
В этой войне дьявол и его сторонники отстаивают свою точку зрения и рассчитывают на победу, но как сказал товарищ Молотов: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами».